Сделка с боевиками. Как украинские власти торгуют с ОРДЛО

Читати українською
Ольга Василевская-Смаглюкжурналист

Ничего личного, просто бизнес. Мы торгуем с боевиками. И не только углем. Власть называет это «обменом товарами». Для этого желающей фирме или физлицу достаточно получить спецразрешение у СБУ и ГФС. Выдают не всем. Предприятие должно написать кучу заявлений и пройти спецпроверку. Блокада вскрыла, чьи интересы стоят за торговлей с ОРДЛО и кто ее покрывает.

В списке из двух тысяч товарных групп, которые разрешены для перевозки туда-сюда, и резина, и химические удобрения, и стройматериалы, и даже аппараты для подтяжки кожи лица. Перевозить можно даже порох. Конечно, главные субъекты «товарообмена» – крупные горно-обогатительные комбинаты, металлургические предприятия, шахты. А главные выгодополучатели – Ринат Ахметов, Вадим Новинский, Виктор Нусенкис, Виктор Вишневецкий. Самое интересное, как платят налоги боевикам за продукцию, которую вывозят из ОРДЛО? Из моих собственных источников известно, что, например, ДТЭК Ахметова освобожден от уплаты 5% налога боевикам. Предприятие рассчитывается электроэнергией, которое производит подконтрольная олигарху Старобешевская ТЭС «Донбассэнерго».

Главари «ДНР» и «ЛНР» угрожают Украине из-за блокады ДонбассаГлавари самопровозглашенных республик сделали угрозу украинскому правительству из-за блокады оккупированного Донбасса.

В списке торгующих с ОРДЛО не только частные предприятия. Например, шахтоуправление «Донбасс» – полностью государственное. По моим данным, сейчас там трудятся 3 тысячи шахтеров. Зарплату они получают официально в банкоматах на подконтрольной Украине территории. Уголь скупают из «копанок» по 600 гривен за тонну, а продают государственному «Центрэнерго» вдвое дороже. Правда, чтобы вывезти его из так называемой «ДНР», вынуждены платить 180 гривен с каждой тонны боевикам-таможенникам. Это неофициальная информация от руководства «Центрэнерго», которое сейчас находится под чутким влиянием нардепа от БПП Игоря Кононенко. Официально о долевом участии боевиков в производстве и поставках угля никто не говорит. Ведь публично признать факт оплаты боевикам – подписать себе приговор за финансирование терроризма.

Если оттуда ходит только товар, а деньги нет (все счета на территории Украины), то как идет оплата боевикам за растаможку? Владелец одной из шахт на условиях анонимности рассказал: для того, чтобы ввезти товар на территорию «ДНР», он находит контрагента, у которого есть счета по обе стороны линии разграничения, платит ему за нужный товар, а в его стоимость включает 5% для боевиков.

По информации Сергея Таруты, бывшего губернатора Донецкой области, крупные предприятия боевики обходят стороной и не взимают с них «налоги», поскольку эти фирмы находятся в списке переговорщиков в Минске. Исходя из всего опыта существования «минского формата», «крыша» наших переговорщиков явно протекает. И вряд ли даже крупным предприятиям удается обойтись без мздоимства боевиков. К тому же, «власти» ОРДЛО все активнее муссируют тему национализации предприятий, в случае, если блокада не прекратится. Там даже издали «указ» об обязательной перерегистрации всех предприятий, которые работают на подконтрольных им территориях. Такой явный шантаж, который сегодня устами Пескова поддержала Россия, свидетельствует о том, что боевики тоже едят с этого стола. Иначе как объяснить эту истерику с угрозами национализировать, ввести внешнюю администрацию на предприятия? И если все 603 фирмы из списка СБУ перерегистрируются, Украине будет еще сложнее объяснить гражданам товарно-денежные отношения с сепаратистами.

Блокада Донбасса: сформированы три мобильные группы для контроля КПВВ «Новотроицкое»Народный депутат Украины Владимир Парасюк рассказал, как активисты блокады оккупированного Донбасса будут контролировать проезд через КПВВ «Новотроицкое».

Если допустить, что сейчас крупных производителей боевики действительно не трогают, то с мелкими фирмами из списка все гораздо интереснее. Само существование этих мелких фирм подтверждает, что мы торгуем именно с боевиками. Ведь учредителями некоторых таких фирм являются… сепаратисты. Об этом первой рассказала ТСН. Удалось найти еще несколько предприятий, которым СБУ выдала спецразрешения. Они напрямую связанных с сепаратистами. Итак, будьте знакомы, позывной «Стажер». Учредитель ООО «Компания «ЛТС-2006» Владимир Савченко (данные получены благодаря сервису Youcontrol). Савченко отправил в Украину, согласно информации «Слова и Дела», более 3,5 тысяч вагонов с углем.

В списке ГФС есть еще фирма «Речная». Согласно реестру юридических лиц, у фирмы целый ряд учредителей. Среди них депутат Стежковского сельсовета от «Партии регионов» Валентин Соловьев. Другой соучредитель, Владимир Сашенков, является президентом Федерации футбола неподконтрольного нам города Шахтерск (и президентом ФК «Шахтерск», который играет в «футбольной лиге ДНР»).

«ВС Менеджмент груп» также числится в списке предприятий, торгующих с ОРДЛО. Его учредителем, согласно данным Youcontrol, значится Владимир Куц. В СМИ «ДНР» человек с аналогичным ФИО упоминается как член «отряда Троя» с позывным «Дядя Вова». В декабре позапрошлого года в отряде произошла беда. В состоянии наркотического опьянения боевики убили своего соратника по кличке «Зуй». «Дядя Вова» как предводитель отряда выдвинулся на место происшествия, где был ранен в голову. Чудом остался в живых и поставляет уголь вагонами на украинскую территорию. А теперь представьте: уголь на украинские ТЭС поставляют такие, как «дядя Вова» и «Стажер», с разрешения украинских правоохранительных органов. Поражает, правда?

Что подразумевает украинское правительство под обменом товарами с лидерами самопровозглашенных республик и кто получил спецразрешения на торговлю с ОРДЛО, рассказывает Ольга Василевская-Смаглюк.

Кроме угля, боевики с легкой руки Службы безопасности Украины поставляют из «ДНР» печатную продукцию. Речь идет о типографии «Новый мир». Это та самая, которая издавала книги Януковича и получала за это сумасшедшие гонорары. Позже «Новый мир» занимался проектами не менее прибыльными: издавал газеты «Новороссия» и «Донецкая республика». Согласно данным ГФС, типография отправляла печатную продукцию своей же фирме ППНС. Одним из ее соучредителей является Владимир Нестеренко. Согласно сайту «Миротворец», Нестеренко был задержан СБУ в Киеве, однако потом решением суда был отпущен под личное обязательство. И сразу сбежал. Другой соучредитель «Нового мира» и ППНС Геннадий Устименко тоже «пострадал» от правоохранителей. Но не сильно. Печерский суд арестовал его семикомнатную квартиру в Киеве по делу о даче взятки Януковичу. После всего этого СБУ выдает его предприятию спецразрешение на перевозку печатной продукции из «ДНР».

Кроме рядовых боевиков, СБУ и Государственная фискальная служба выдали разрешения на торговлю с ОРДЛО и рядовым бизнесменам из Российской Федерации. Например, концерн «Норд», который продал в прошлом году россиянам «регионал» Валентин Ландик, работает в полный рост. Холодильники, плиты, прочая домашняя техника курсирует из Донецка на свободную часть Украины. И не только. Наверняка она идет из Донецка в Россию. Ведь новый хозяин предприятия Игорь Сидоркин имеет ростовскую прописку и является там владельцем предприятия «Диорит-Технис». Пропускают ли любимые холодильники Ландика в Ростов без «чаевых» для боевиков, неизвестно. Единственное, что радует: мечта Валентина Ландика сбылась. Он выступал против вступления Украины в Евросоюз, потому что там его холодильники никому не нужны. Зато в Ростове им рады.

Зачем Путин признал фантики «торговых партнёров» Порошенко из ОРДЛОЗачем российский лидер Владимир Путин признал «паспорта» самопровозглашенных «Донецкой и Луганской народных республик», рассказывает журналист Максим Кречетов.

Договориться с СБУ и ГФС удалось и другим россиянам донецкого происхождения. ФАРКОН ЛТД, учредителями которой являются Вячеслав Фарыга и Арсен Адамян. Те же бизнесмены имеют предприятие и в российском Краснодаре.

Не обделила Служба безопасности Украины и «своих» людей. Торговлю с ОРДЛО ведут владельцы фирмы «Интегралл» Олег Курицын и Лидия Шалыгина из оккупированного Антрацита. «Наши гроши» сообщали, что эти лица фигурировали в одном скандале с Президентом Петром Порошенко и замглавы СБУ Виталием Маликовым. Как выяснили телевизионщики, они все оказались владельцами захваченной земли в монашеском лесу под Киевом. А сожитель Шалыгиной имел углеторговое предприятие «Темп-ЛТД-А» с Алексеем Близнюком, сыном экс-губернатора Донецкой области.

Фирма с оптимистическим названием «Гуд дил» также имеет спецразрешение на торговлю с ОРДЛО. Единственным владельцем компании является Евгений Шитилов, которого упоминали в СМИ как ставленника нынешнего министра энергетики Насалика. Якобы Насалик позиционирует его как главного переговорщика по углю с боевиками. Фирма Шитилова поставляет уголь с Донбасса и государственным органам. В частности, Министерству обороны. Два года назад она выиграла тендер на поставку угля на сумму 50 миллионов гривен. Последний год, согласно данным сервиса закупок ProZorro, «Гуд дил» поставляет уголь «Укрзализныце».

Что подразумевает украинское правительство под обменом товарами с лидерами самопровозглашенных республик и кто получил спецразрешения на торговлю с ОРДЛО, рассказывает Ольга Василевская-Смаглюк.

Более двух с половиной тысяч вагонов угля вывез из ОРДЛО родственник бывшего народного депутата от ПР Андрея Орлова Владимир. Он является учредителем ООО ИСТЭК. Среди предприятий, которым СБУ дало разрешение на торговлю, есть также фирмы сыновей экс-нардепа Бориса Дейча, который агитировал за аннексию Крыма (об этом сообщалось в сюжете ТСН). Среди обладателей спецразрешения и предприятие родственников нынешнего народного депутата от «Воли народа» Александра Пономарева.

По данным Фискальной службы, полученным по запросу ТСН, в 2016 году предприятия, вступившие с ОРДЛО в торговые отношения, заплатили в Бюджет Украины более 31 миллиарда гривен налогов. Через неподконтрольную территорию проходит 9,3% всех товаров в Украине. Часть этих предприятий в то или иное время попадала в поле зрение СБУ, а их учредители подозревались в финансировании терроризма. Ни одно такое дело не дошло до обвинительного приговора.

За последние сутки мы потеряли двоих бойцов Вооруженных сил Украины. Еще четверо ранены и травмированы. Враги 62 раза обстреляли украинские позиции. Во время боев с начала проведения АТО, по данным ООН, погибли 9 тысяч человек. Как товарно-денежные отношения с врагами сочетаются с потерей тысяч жизней, никто из властьимущих так и не пояснил.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: