Украина-НАТО: новое партнерство без будущего?

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Обострение ситуации на восточном фронте и бои в Авдеевке заставили весь мир в очередной раз «серьезно обеспокоиться» ситуацией на Донбассе. Европейские лидеры вновь заговорили о недопустимости нарушения Минских соглашений, в Госдепе США «глубоко обеспокоены недавним всплеском насилия на востоке Украины в районе Авдеевки-Ясиноватой», а Совбез ООН объявил об очередное заседании по поводу «украинского кризиса».

В то же время в Кремле уже не скрывают: бои в Авдеевке не что иное, как повод для «возобновления диалога и сотрудничества между Россией и Америкой». Накануне эскалации ситуации на Донбассе между новоизбранным президентом США Дональдом Трампом и главой РФ Владимиром Путиным состоялся первый официальный телефонный разговор, во время которого, по свидетельству обеих сторон, упоминалось и решение конфликта на востоке Украины. Впрочем, каких результатов достигли стороны во время обсуждения самых болезненных проблем между двумя государствами, пока неизвестно.

Зато очевидным является факт: обострение ситуации в Авдеевке – лишь звено цепочки стратегических замыслов Кремля в отношении решения «украинского вопроса» в пользу собственных интересов. Прежде всего, как показывает опыт, обстрелы украинских позиций и населенных пунктов усиливались накануне важных переговоров – то в рамках встреч в «нормандском формате», то заседаний Трехсторонней контактной группы в Минске.

Но еще одной важной деталью остается и фактор давления Кремля на Украину и страны Запада с целью не допустить сближения с НАТО. В последнее время Североатлантический альянс значительно усилил присутствие в Восточной Европе. При этом в НАТО делают осторожные заявления относительно событий в Украине и ее возможного вступления в военный блок.

Защита с позиции силы

Украинская власть уже в начале 2017 года успела доказать на практических шагах – никуда с пути интеграции в структуры НАТО Украина сворачивать не собирается.

В Черном море стартовали учения НАТО с участием УкраиныВоенно-морские силы семи стран-членов Североатлантического альянса и Украины начали учения в Черном море.

Так, в конце января Президент Петр Порошенко подписал указ, которым утвердил план проведения многонациональных учений на 2017 год с участием подразделений ВСУ на территории Украины, так и участия наших солдат в многонациональных учениях за пределами нашего государства. В частности, речь идет и о допуске на украинские территории подразделений вооруженных сил других государств в рамках украинско-американских учений «Си Бриз-2017», которые пройдут в конце лета.

Находясь на экономическом форуме в Давосе, Петр Порошенко неоднократно подчеркивал, что именно НАТО является наиболее эффективной системой безопасности для предупреждения и противодействия агрессивным планам захватчиков. «НАТО – вопрос не денег, а безопасности. Российская агрессия продемонстрировала, что нет другой системы безопасности, которая может эффективно остановить агрессию», – подчеркнул Порошенко.

И все-таки пока что НАТО всячески демонстрирует свою силу, не переходя дозволенных границ. Речь идет о масштабных учениях, а также существенном усилении баз военного блока в Польше, Латвии, Литве, Румынии, Болгарии и Венгрии. Так, уже в январе в эти страны прибыли американские солдаты и военная техника. Предполагается, что в странах Восточной и Центральной Европы будут размещены 4 тысячи военнослужащих 3-й бронетанковой бригады и 4-й пехотной дивизии США, на вооружении которых будут 87 танков. Все это делается в рамках усилий стран НАТО по предупреждению агрессивных планов именно России.

А уже с 1 по 10 февраля в Черном море состоятся масштабные учения стран НАТО «Морской щит-2017». В этих учениях будут задействованы 2,8 тысячи военнослужащих из Болгарии, Канады, Греции, Румынии, Испании, США, Турции и Украины, 16 надводных кораблей, одна подводная лодка и десять самолетов. Такое взаимодействие призвано выработать очередной пакет мер по усилению военного присутствия в регионе Черного моря. «НАТО реагирует. Мы реагируем, увеличивая свое присутствие в юго-восточной части и в странах Балтии и Польше. Мы усиливаем свое присутствие в регионе Черного моря комплексом мероприятий на суше, на море и в воздухе», – заявил генсек НАТО Йенс Столтенберг.

Стоит отметить, что для Украины подобное бряцание оружием со стороны НАТО выглядит несколько искусственно на фоне все более разгорающегося конфликта на Донбассе, когда тысячи украинских солдат на деле сдерживают настоящие атаки российских наемников и регулярных частей ВС РФ. Это еще раз подтверждает, что Украина хоть вроде и не осталась один на один с врагом, впрочем, реальной помощи в виде военной силы нам ждать неоткуда.

Фактор Трампа

Во время своей предвыборной кампании Дональд Трамп высказывал скептическое отношение к большинству международных организаций и договоров и участия в них США. Больше всего критики звучало в сторону ООН и НАТО: мол, эти организации нуждаются в коренном реформировании.

Впереди планеты всей. Виктор Трегубов о Трампе и запросе на популизмСегодня американцы торжественно отпразднуют усаживание в наиболее значительное на планете кресло масштабированного Ляшко. Свои мысли о том, почему так произошло и продлится ли это долго, высказал блогер Виктор Трегубов.

Критика Трампа в адрес НАТО касалась прежде всего бездействия организации на пути к противодействию проявлениям терроризма. Именно из-за подобной неэффективности он назвал организацию «устаревшей». Кроме того, по мнению новоизбранного президента США, только пять стран НАТО выделяют достаточное количество средств на его функционирование, что является недостаточным. Действительно, по расчетам экспертов, сейчас США несет чуть ли не до 70% всех расходов военного блока. Ранее предполагалось, что 50% финансирования возьмут на себя США и Канада, остальные 50% – страны ЕС.

Конечно, такие заявления 45-го президента США пришлись по душе Кремлю. Там успели заявить о том, что НАТО было создано как противовес военной машине СССР. Поэтому после его распада потребность в подобных военных блоках давно отсутствует.

Забеспокоились решительными заявлениями Трампа и в Европе. Особенно нервно восприняли его заявления лидеры Германии – одного из самых влиятельных государств-членов НАТО в Западной Европе. Впрочем, уже после его инаугурации стало вполне понятно, что подобными дерзкими заявлениями Дональд Трамп лишь подогревал внимание к собственной персоне. Что касается НАТО, то на данном этапе организация продолжает функционировать в привычном режиме и пока что существенных изменений не будет.

Впрочем, это не означает, что организации не придется претерпеть их в будущем. Так, в новой администрации американского президента все чаще звучит мнение о необходимости заставить всех членов НАТО выделять на его нужды не менее 2% ВВП каждой из стран. Конечно, суммы будут отличаться, впрочем, уже сейчас некоторые из членов военного блока не слишком беспокоятся о достаточном финансировании военных нужд, считая что именно участие США в НАТО является залогом их безопасности.

Напрасные ожидания

Но интересно и другое: официальная позиция НАТО относительно возможного вступления Украины в военный блок остается неоднозначной. С одной стороны, в самом военном блоке декларируют сотрудничество с Вооруженными силами на всех уровнях, осуждают аннексию Крыма Россией и военную агрессию на Донбассе, гарантируя, что подобная позиция останется неизменной и после смены администрации в Вашингтоне.

Совместные учения Украины с другими странами в 2014-2017 годах«Слово и Дело» подготовило инфографику о совместных военных учениях Вооруженных сил Украины с армиями других стран на протяжении последних трех лет.

С другой – из уст генсека организации раздаются осторожные заявления в сторону Кремля. Йенс Столтенберг неоднозначно прокомментировал результаты своих переговоров с новой администрацией Белого дома. «Мы не хотим противостояния, мы не хотим новой холодной войны, так что мы держим открытыми каналы для политического диалога с Россией. Уведомление от новой администрации США заключается в том, что они также хотят диалога с Россией, но с позиции силы, и я думаю, что это точно такое же послание, которое мы передаем от всего Альянса и о котором договорились в Варшаве на саммите, что нужна сильная защита, но также и политический диалог с РФ», – сказал Столтенберг в эфире британского телеканала ВВС, добавив, что «с Россией можно иметь практические отношения и быть соседями, если вы сильны, тверды и предсказуемы».

«Позиция силы» – это, скорее всего, не мгновенная реакция на угрозы, которые в полной мере уже ощутила на себе Украина. Скорее речь идет об усилении собственной безопасности, свидетелями чего мы стали в последние месяцы – военный контингент в странах Восточной Европы планируют существенно увеличить. Тогда как на неофициальном уровне в НАТО в ближайшей перспективе не видят Украину среди своих постоянных государств-членов.

Региональное лидерство вместо Альянса?

И хотя вопрос реформирования НАТО и самой миссии военного блока в мире будет подлежать существенному пересмотру, пока что в ЕС нет альтернативы. Как видим, страны, которые больше всего ощущают угрозу со стороны России, уже укрепляют свою обороноспособность: именно Польша, Литва, Латвия и Эстония больше всего выступают за усиление оборонительных позиций на восточных границах.

Россия готова к полномасштабному вторжению в Украину – КлимкинРоссийская Федерация постоянно демонстрирует готовность к полномасштабному вторжению в Украину дестабилизируя обстановку вдоль границы с Украиной.

Это еще раз заставляет задуматься над тем, что угрозы нападения РФ на соседние страны по любому поводу более чем реальны. И именно правительства стран, граничащих с Россией, являются крупнейшими лоббистами в НАТО относительно увеличения финансирования и усиления присутствия военных подразделений союзников на их территории. Так, например, власти Польши сообщают о трехкратном увеличении финансирования на военные нужды со стороны НАТО в 2017 году. Но достаточными ли выглядят подобные меры?

На самом деле, пока что неизвестно, какое решение примут в руководстве НАТО в случае реального нападения на одного из ее членов. И будет ли ответ решительным, учитывая подобные обстоятельства. Особенно, если речь идет о так называемой «гибридной» войне. Если изменения в функционировании военного блока и состоятся, то основанием для них будет объединение региональных усилий по противодействию агрессору и потребности в реальной безопасности.

Сейчас наиболее заинтересованными в такой стратегии являются Украина, Польша и страны Балтии, которые непосредственно имеют границы с Россией и могут стать жертвами агрессивных намерений Кремля. И если Польша может стать реальной финансовой основой прототипа нового регионального союза по безопасности и его лоббистом на уровне ЕС, то роль Украины будет заключаться именно в обезвреживании самых дерзких намерений военной машины РФ. Уже сейчас в нашей стране происходят события, которые тектонически изменят всю архитектуру безопасности отношений не только в Европе, но и в мире. И, похоже, гегемония НАТО в этих процессах постепенно будет угасать.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: