Над чем на этой неделе будет работать Рада? Обзор самых интересных законопроектов

Читати українською
Эксперты аналитической группы «Левиафан» подготовили традиционный обзор законопроектов, над которыми на этой пленарной неделе будет работать украинский парламент.

Верховная Рада начинает очередную пленарную неделю. На этот раз она будет посвящена вопросам обороны и национальной безопасности, ЖКХ и социальных гарантий, а на четверг предусмотрено рассмотрение в первом чтении проекта о Государственном бюджете Украины на 2017 год.

Государственный бюджет

Главным трендом этой недели должен стать проект закона «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» (№5000), который планируется к принятию в первом чтении.

Которое мы уже писали, несмотря на все заверения Президента в том, что Бюджет-2017 будет социальным, к сожалению, он таковым не является. Более того, если будет принят законопроект №5130 о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, которым предусмотрен ряд мер по уменьшению нагрузки социальных выплат на расходную часть бюджета, а простыми словами – отмена ряда льгот, то 2017-й станет первым годом, когда государство просто самоустранится от социальных проблем своих граждан.

Проектом Закона «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» запланированы:

  • доходы Государственного бюджета Украины в сумме 706.269.842.000 грн;

  • расходы Госбюджета в сумме 775.264.9461.000 грн;

  • возврат кредитов в Государственный бюджет Украины в сумме 6.206.862.6000 грн;

  • предельный объем дефицита бюджета в сумме 77.547.000.000 грн.

Поэтому дефицит бюджета должен составлять 69 млрд грн. Несмотря на всю розрекламованисть спецконфискации и заявления госпожи Черновол о том, что она принесет государству 50 млрд грн, те кто планировали Бюджет, были более прагматичны, а потому заложили в него только 10,5 млрд грн указанных доходов. В то же время следует отметить, что проект закона №5142 (о спецконфискации) попытаются привязать к закону о бюджете пакетно ко второму чтению.

Шкиряк рассказал, когда в Раду внесут законопроект о презумпции правоты полицейскогоСоветник министра внутренних дел Зорян Шкиряк анонсировал внесение на этой неделе законопроекта о презумпции правоты полицейского.

Рост ВВП должен составлять 3%, хотя эти данные являются относительно завышенными, ведь МВФ прогнозирует для Украины рост на уровне 2,5%, Всемирный банк – 2%, инвестбанк GoldmanSachs – 1,5%. Также нереалистичным выглядит прогноз удержания гривны на уровне 27,8 грн/долл. Более реалистичным кажется прогноз инвестбанка GoldmanSachs – 30 грн/долл.

Минимальная заработная плата, а соответственно – и пенсия и другие социальные выплаты, увеличатся на 10%. Но существенно жизнь украинцев не улучшится, ведь этот рост, скорее всего, будет размыт инфляцией, запланированной на уровне 8,1% (хотя фактически она составит не менее 11%).

Также планируется наделить Кабинет Министров Украины возможностью в случае необходимости осуществлять выпуски облигаций внутреннего государственного займа, превышающие объемы, установленные законом о Государственном бюджете, с последующим приобретением в государственную собственность в обмен на эти облигации акций дополнительной эмиссии банков с соответствующей корректировкой предельного объема государственного долга, определенного настоящим законом. Следствием этого станет увеличение внутреннего долга, что является довольно опасной практикой для страны, финансы которой и так находятся в преддефолтном состоянии.

Что касается расходной части бюджета, то следует отметить несколько моментов. Во-первых, почти вся «социалка», кроме выплаты пенсий, возложена плечи местных бюджетов, что при отсутствии увеличения базы налогообложения тех же местных бюджетов станет для них непосильным бременем, и, скорее всего, ситуацию будут исправлять за счет ежеквартальных субвенций из Государственного бюджета. Однако вопрос, откуда у государства возьмутся деньги на эти расходы, пока остается без ответа.

Основные расходы проекта Госбюджета на 2017 годВ Госбюджете-2017 в шести из семи основных отраслей планируется повышение выделения средств, кроме образования и науки.

Во-вторых, на четверть из спецфонда Госбюджета планируют профинансировать судебную ветвь. Исходя из того, что спецфонд должен наполняться доходами от приватизации и спецконфискации, которая так и не стартовала в этом году, рискнем предположить, что высокие зарплаты судьям пока останутся скорее рекламными слоганами судебной реформы, чем реальным действием.

В-третьих, финансирование образования, культуры, спорта и искусства части также возлагается на местные бюджеты. Так что следует ожидать закрытия ДЮСШ, местных библиотек, и переход на хозрасчет детских домов творчества. Развитие детско-юношеского и массового спорта фактически будет переложено на плечи энтузиастов и сохранится только в городах, где бюджеты профицитны. А таких не так уж много в Украине.

Учитывая, что ко второму чтению проект закона «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» вряд ли кардинально изменен, следует констатировать, что 2017 год пройдет для украинцев под лозунгом одной известной парламентской силы, который звучит примерно так: «Помоги себе сам».

Инвестиционный климат

Еще в августе 2015 года Министерство экономики разработало и подало через Кабинет Министров проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования законодательства в сфере государственного надзора (№2531), который имел цель:

  • создать интегрированную автоматизированную систему государственного надзора;

  • повысить ответственность должностных лиц органов государственного надзора;

  • установить единый порядок взыскания административно-хозяйственных санкций, применяемых органами государственного надзора по фактам установленных нарушений.

Но после удачной работы комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства под руководством народного депутата от «Радикальной партии» Виктора Галасюка от двадцати страниц закона осталась только одна, где предлагается внести изменения только в КоАП в части ответственности за неполное внесение сведений в интегрированную систему госконтроля, в то время, как все положения об интегрированной автоматизированной системе исключены.

Следует отметить, что этот законопроект разрабатывался с ноября 2014 года и был результатом плодотворного сочетания интересов бизнеса и государства, однако ко второму чтению он подошел в столь урезанном виде, что логичнее было бы его отклонить. А для украинцев это повод еще раз задуматься над вопросом, почему все так плохо с инвестициями в нашей стране...

Нацбезопасность и оборона

Проекты законов «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно разведывательных органов» (№4911) и «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно разведывательных органов Украины» (№ 4912) предусматривают хорошую идею об усилении обороноспособности нашего государства путем наделения большей независимостью разведывательных органов. Если по существу, то разведывательные органы будут иметь защищенные статьи бюджета, на которые не сможет влиять профильный министр, так что получаем фактический переход под управление Президента части центрального органа исполнительной власти, направляющего и координирующегося министром. Завуалировано эффектно, но суть не сомнешь.

Рада также планирует принять несколько законопроектов, необходимых для повышения социальных стандартов и эффективной соцзащиты военных. В частности, проект закона о внесении изменения в статью 3 Закона Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц» относительно дополнения перечня лиц, которые имеют право на пенсию наравне с военнослужащими срочной службы и членами их семей (№2345а ) и законопроект о внесении изменения в статью 14 Закона Украины «о социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» относительно неначисления штрафных санкций или пени за невыполнение обязательств членами семей военнослужащих, резервистов и военнообязанных в особый период (№2358). Эти проекты объединяет то, что их нужно было принять уже давно, ведь государство действительно задолжало своим защитникам.

Однако кроме пряников, военнослужащим планируют раздавать еще и кнуты. Например, законопроект госпожы Чорновил под номером 5062 (о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно увольнения со службы военнослужащих, самовольно оставивших воинские части). Проект разработан с целью закрепления на законодательном уровне возможности оперативно принимать решения об увольнении военнослужащих, в отношении которых возбуждены уголовные производства за самовольное оставление воинской службы.

Также речь идет о законопроекте №5112 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления ответственности военнослужащих и некоторых других лиц». Им предусматривается:

  • предоставление возможности привлекать к административной ответственности за совершение военных административных правонарушений военнообязанных и резервистов во время сборов;

  • возможность применения судами штрафа за военные административных правонарушениях - рядом с арестом и отправкой на гауптвахту;

  • административную ответственность за самовольное оставление воинской части (места службы), для всех, кроме военнослужащих срочной службы;

  • административную ответственность за пребывание военнослужащих, военнообязанных и резервистов во время службы и военных сборов в нетрезвом состоянии;

  • нормирование вопроса лишения статуса участника боевых действий.

Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство

Несмотря на осеннее похолодание, в течение текущей пленарной недели атмосфера в зале парламента обещает быть жаркой и напряженной. Наряду с законопроектом о Государственном бюджете на 2017 год, пикантной нотки ему также придадут законопроекты в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Ибо, несмотря на анонсированную простоту оформления жилищной субсидии, на практике это оказалось не так уж и легко. И это притом, что именно субсидия ориентирована на защиту и без того скромного содержания кошельков социально незащищенных слоев населения от непомерных тарифов и коммунального рабства. Сложности с оформлением субсидии на фоне стремительного роста тарифов и не менее стремительной перемены погоды закономерно способствуют усилению социального напряжения вокруг этого непростого вопроса.

К сожалению, сегодня трудно найти весомые аргументы в пользу того, что тарифы на услуги ЖКХ и энергоносители пропорциональны доходам населения и экономически обоснованы. Это скорее очередное испытание для и без того обнищавшего населения. Как следствие – тарифный вопрос является ахиллесовой пятой в политике украинского правительства. Остается только надеяться, что в этом случае обойдется без стрелы Париса. Поэтому, если не улучшить, то хотя бы стабилизировать ситуацию должна реформа системы ЖКХ, о развитии которой свидетельствует включенный в повестку дня ряд законопроектов.

Так, в зал парламента вносится подготовленный ко второму чтению законопроект №1581-д «О жилищно-коммунальных услугах». Он заслуживает первоочередного внимания, поскольку должен стать базовым в приведенной сфере и, в случае успеха, заменит одноименный действующий закон.

Законопроект в большей степени раскрывает понятие, содержание, приводит характеристики жилищно-коммунальных услуг, нормирует отношения, возникающие в процессе их оказания и потребления, разграничивает права, обязанности и ответственность участников хозяйственных отношений, а также определяет точки коммерческого учета. К основным нововведениям проекта также следует отнести понятие автономного теплоснабжения (касается домов, оснащенных собственными системами отопления) и коммерческого учета (касается случаев, когда применяются коллективные узлы учета общих потребленных услуг с последующим определением конкретного размера полученной услуги соответствующим потребителем, исходя из показателей индивидуальных счетчиков или норм потребления), принципиальное изменение механизма ценообразования услуг.

Платить по-новому: какие суммы увидят украинцы в коммунальных платежках этой осенью?Тарифы на жилищно-коммунальные услуги в Украине по сравнению с сентябрем 2015 года выросли почти вдвое.

Документом также определяется, что предоставление жилищно-коммунальных услуг возможно исключительно на договорных началах. Такие соглашения будут заключаться сроком на один год по типовой форме, которая будет разработана Кабмином и с оговоркой относительно автоматической пролонгации. Совладельцы многоквартирного дома смогут самостоятельно выбирать одну из моделей организации договорных отношений: индивидуальную или коллективную. Исключением из этого правила должны стать поставка газа и электроэнергии, которые будут предоставляться исключительно по индивидуальным договорам.

Отдельного внимания заслуживает вопрос формирования цены на жилищно-коммунальные услуги, ведь законопроектом оно выводится из-под юрисдикции местных советов. Цена будет устанавливаться по договоренности сторон (то есть между субъектом хозяйствования и потребителем), кроме случаев, когда в соответствии с законом эти тарифы будут определяться государством. Начиная с 2018 года, в случае несвоевременной оплаты услуг будет начисляться пеня, общий объем которой будет ограничиваться размером долга.

Полный текст законопроекта «О жилищно-коммунальных услугах» есть в свободном доступе на сайте Верховной Рады.

Далее по тематике идут:

  • законопроект №4901 «О коммерческом учете коммунальных услуг». Авторы документа предлагают установить на законодательном уровне обязательность коммерческого и распределительного учета количества потребленной гражданами тепловой энергии, горячей и питьевой воды. По мнению разработчиков, это позволит обеспечить рациональное использование водных, энергетических ресурсов, а также защитит права потребителей. Согласно законопроекту, оператор соответствующих внешних сетей обязан провести оборудование домовыми узлами учета существующих зданий в четко определенный срок. Для нежилых зданий он установлен до 1 октября 2017 года, для жилых домов – до 1 октября 2018 года. Также запрещается присоединение к соответствующим сетям новопостроенных домов, не оборудованных приборами учета. Уместно отметить, что, по данным анализа Госэнергоэффективности, установка в домах узлов учета коммунальных услуг позволяет зафиксировать сокращение их потребления в течение 1-3 лет в среднем на 15-20%. Документ, безусловно, наполнен рациональными идеями и получил положительное заключение парламентского комитета по вопросам строительства, градостроительства и ЖКХ. Однако целесообразнее, пожалуй, было бы учесть его конструктивные предложения в вышеупомянутом проекте закона о жилищно-коммунальных услугах как базовом документе;

  • правительственный законопроект №4941 «Об энергетической эффективности зданий», которым имплементируется профильная одноименная Директива Европарламента и Совета ЕС 2010/31 / ЕС в рамках выполнения ратифицированного Договора об учреждении Энергетического Сообщества. Согласно законопроекту, для объектов строительства и существующих зданий предполагается сертификация энергоэффективности с целью определения фактических ее показателей, проведения оценки соответствия указанных показателей установленным минимальным требованиям, разработка рекомендаций по повышению ее уровня. Проект предусматривает механизмы привлечения средств на внедрение энергоэффективных мероприятий и инструменты обеспечения финансирования таких мероприятий. В частности, для этого образуется Фонд энергоэффективности;

  • правительственный законопроект №4581 «О внесении изменений в статью 19 Закона Украины «О теплоснабжении» относительно заключения долгосрочных договоров на поставку тепловой энергии». Согласно ему, действующий закон должен дополниться нормой, устанавливающей минимальный пятилетний срок действия договора, который будет заключаться между субъектом хозяйствования и бюджетным учреждением на поставку тепла, производимого с использованием альтернативных источников энергии и/или альтернативных видов топлива. То есть, с одной стороны, обеспечиваются финансовые гарантии для инвесторов через залог долгосрочных контрактов, а с другой – бюджетные учреждения становятся разменной монетой и на них возлагается обязанность обеспечивать длительный спрос на услуги такого инвестора;

  • правительственный (№4555) и альтернативный законопроект (№555-1) «О внесении изменений в Закон Украины «Об альтернативных источниках энергии» касаемо отнесения тепловых насосов к оборудованию, которое использует возобновляемые источники энергии». Законопроекты отличаются не столько принципиальными подходами к сути правового содержания, сколько стилистикой формулировок. Предлагается отнести к возобновляемым источникам энергии тепловую энергию, произведенная благодаря аэротермальной, гидротермальной или геотермальной энергии, при условии, что полученный объем тепловой энергии будет больше, чем объем энергии, затраченной на ее производство;

Также в повестку дня пленарной недели повторно включены законопроекты, на которые не нашлось времени на прошлой неделе. В данном случае стоит отметить два:

  • №4550 «О внесении изменений в статью 4 Закона Украины «О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства» (касаемо реализации государственных жилищных программ)», которым предусматривается введение государственной поддержки строительства доступного жилья, а также повышение годовой процентной ставки по кредитам на строительство доступного жилья;

  • №3696 «О внесении изменений в Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» в вопросе продления срока принятия в эксплуатацию объектов строительства, построенных без разрешения на выполнение строительных работ», который призван помочь гражданам узаконить самовольно построенные объекты.

Подробнее о двух последних документы читайте в одном из наших предыдущих материалов – от 20 сентября.

Маленький диктатор

В этом разделе сегодня оказался законопроект №4370-1 «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной службе» относительно урегулирования отдельных вопросов прохождения государственной службы». Он частично нивелирует европейские принципы нового закона о государственной службе и предоставляет единоличные, даже эгоистичные полномочия Президенту в части назначения глав местных государственных администраций – теперь без представления Кабмина.

Николай Мельник, Сергей Назаренко, Александр Григоренко, Валентин Гладких, аналитическая группа «Левиафан»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: