Запоздалый старт: о роли областных советов в новом политическом сезоне

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Пока основные политические игроки на центральном уровне готовятся к горячей осени, в регионах продолжаются несколько противоречивые по своей сути процессы. С одной стороны, продолжается медленный, но необходимый процесс объединения местных громад, с другой – чувствуется политическая конкуренция за сферы влияния на уровне областных советов. Не менее интересны назначения губернаторов, что является прерогативой Президента.

Впрочем, именно нынешние процессы в областных советах свидетельствует о желании перебросить политическую ответственность на оппонентов. Эксперты же замечают в деятельности областных советов блокировочные процессы на пути к созданию объединенных территориальных громад.

Медленная децентрализация

Процесс объединения громад происходит крайне медленно. Сейчас создано 159 территориальных громад, а до конца года в правительстве ожидают появление еще около 250. Впрочем, это достаточно скромные показатели, ведь в целом по всей Украине должны объединиться около 1500 территориальных громад.

Зубко назвал количество уже объединенных громадМинистр регионального развития, строительства и ЖКХ Украины Геннадий Зубко заявил, что в рамках децентрализации в Украине уже объединились 169 громад.

Ползучий процесс объединения обусловлен рядом факторов. Во-первых, это задержки с принятием необходимой законодательной базы на центральном уровне. Так, еще летом Верховная Рада ушла на каникулы, не приняв важных законов для продвижения дальнейшего процесса децентрализации. В начале нового политического сезона о необходимости ускориться нардепов призвали и в правительстве. В частности, об этом заявлял вице-премьер – министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Зубко. «Парламент задолжал украинцам в вопросах проведения реформы децентрализации, уйдя в отпуск и не приняв, как мы считаем, 10 ключевых законопроектов», – заявил он.

Во-вторых, на местном уровне заинтересованность в появлении объединенной громады должны выразить сами граждане и органы власти, ведь это дело добровольное и основывается на инициативе «снизу». Это не всегда получается, ведь во многих регионах до сих пор очень слабы так называемые «горизонтальные связи» между членами одного сообщества.

В-третьих, существуют и другие факторы, чисто политического и экономического происхождения. Например, большие города не слишком заинтересованы в объединении с другими населенными пунктами в единую громаду, ведь такой процесс приведет к проведению новых выборов, соответственно, это будет означать перераспределение политических влияний. После создания громады возникает и ряд вопросов ведения новой хозяйственной деятельности, перераспределения средств. И пока в одних местностях объединение громад доказывает свою эффективность и своевременность, в других – свидетельствует о системном кризисе отношений между основными региональными игроками.

А пока идет процесс децентрализации, основной региональный театр политических действий продолжается на уровне областных советов и назначений руководителей ОГА.

Казус Житомирской области

Прошедшая неделя в Житомирской области отличилась громкой новостью: во время внеочередной сессии Житомирского областного совета заявление об отставке подала ее председатель – лидер областной организации ВО «Батькивщина» Анжелика Лабунская. Внеочередная сессия Житомирского областного совета, которая проходила в понедельник, 26 сентября, полностью обновила руководящий состав областного «парламента» области, избрав нового председателя (представителя БПП) и двух его заместителей (представителей фракций «Радикальной партии Олега Ляшко» и ВО «Свобода»).

Глава Житомирского облсовета ушла в отставкуПредседатель Житомирского областного совета Анжелика Лабунская ушла в отставку по собственному желанию.

По сути, в Житомире состоялся своеобразный переворот и депутаты нескольких фракций областного совета готовы были выразить теперь уже бывшему председателю совета Анжелике Лабунской недоверие, однако в ходе напряженного или даже драматического хода событий в сессионном зале «мятежники» довольствовались формальной отставкой лидера областной «Батькивщины». Для полноты картины, наверное, следует добавить, что вторая по численности фракция Житомирского областного совета фракция – «Батькивщины» – отныне не будет иметь ни одного своего представителя в руководстве совета.

Вышеуказанные события в Житомире можно оценивать со многих сторон, ведь сама история с отставкой Анжелики Лабунской не была неожиданной, поскольку о ее возможности в областном центре говорили уже не один месяц. Однако рассматривать итоги недавней отставки председателя Житомирского областного совета все же стоит еще и в общегосударственном аспекте. И главным образом в разрезе событий, которые происходили на старте нового политического сезона в ряде областных советов Украины.

Смена политических акцентов

Уже 8 сентября 2016 года председателем Ровненского областного совета становится представитель ВО «Батькивщина» Николай Драганчук. Не прошло и двух недель, как депутаты Киевского областного совета (где председательствует также представитель «Батькивщины» Анна Старикова) абсолютным большинством голосов проголосовали за единую кандидатуру, рекомендованную Президентом Украины для назначения председателем ОГА Киевской области, лидера ВО «Батькивщина» в Киевской области Константина Бондарева.

Выборы в объединенных общинах состоятся 11 декабря – ГройсманПравительство совместно с Центральной избирательной комиссией нашло решение, которое позволит провести выборы в объединенных территориальных общинах 11 декабря.

В Херсоне депутаты областного совета также в конце сентября избрали нового председателя областного совета. И что интересно – Херсонский областной совет возглавил также представитель «Батькивщины» Владислав Менгер. Так что Житомир стал своеобразной сатисфакцией партии нынешней власти, а «Батькивщина» в Житомирской области, потеряв должность председателя областного совета и не получив взамен ни одной должности среди заместителей председателя облсовета, имеет все основания для перехода в «глухую» оппозицию к руководству области, которое теперь сплошь однопартийное.

В Житомире, правда, ожидают появления уже через неделю-другую нового губернатора. Однако в том, что новый председатель Житомирской облгосадминистрации будет представителем БПП, уже никто не сомневается.

Монополизация или бегство от ответственности?

Ничего особенного в том, что произошло в Житомире, Ровно и Херсоне, в том, как проходила недавняя сессия Полтавского областного совета, где возникла угроза выражения недоверия тамошнему губернатору, пока никто не видит. Генератором главных политических событий в Украине продолжает оставаться Верховная Рада и главные должностные лица, которые чуть ли не ежедневно дарят общественности все новые и новые кульбиты, сюрпризы и сенсации.

Однако и провинция молчать не хочет и, скорее всего, не собирается. Тем более что на повестке дня стоит судьба Бюджета на следующий год, а также встреча с реакцией населения Украины на первые показатели в квитанциях по оплате астрономически завышенных коммунальных услуг.

Власти, говоря о европейских тарифах на ЖКУ, забывают о европейских зарплатах – экспертНезависимый эксперт по вопросам энергетики рассказал о проблеме тарифообразования и о том, что изменит новый закон, регулирующий деятельность НКРЭКУ.

Первыми реакцию граждан Украины прочувствуют как раз депутаты местных советов, которые вынуждены будут реагировать на недовольство, гнев, а, возможно, и протесты большого количества людей. И как раз узурпация власти на уровне областей и районов в руках представителей главной правящей партии ничего особенного для ее руководителей или хозяев не даст.

Более того, Украина подобные посягательства и попытки монополизировать властное влияние на местном уровне уже неоднократно проходила. Можно вспомнить как когда-то, еще во времена президентства Леонида Кучмы, укрепляли свое партийное влияние и позиции сначала НДП, а потом блок «За ЕдУ». Затем подобную «эстафету» бесславно продолжала «Наша Украина», а еще позже – «Партия регионов». Попытки бывших «регионалов» монополизировать властные влияния на местах в свое время вообще признавались как надежно гарантированные и защищенные от любой конкуренции. Что из этого получилось, всем известно, однако кто-то опять хочет наступить на те же грабли украинской политики. И начинаются попытки монополизировать власть опять же в регионах и не в последнюю очередь с помощью переформатирования местных советов.

То, что подобное провластное переформатирование стало возможным в Житомире, пока выглядит как исключение в нынешней ситуации в Украине. Однако, если кто-то считает целесообразным распространять житомирский «эксперимент» в других регионах страны, может случиться так, что эффект будет прямо противоположным ожидаемым результатам. Ведь для этого нужно иметь полную уверенность в собственных рейтингах и возможностях навести порядок в регионах. В противном случае нас может ждать очередная волна региональных акций протестов и бунтов против неэффективных действий властной вертикали.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: