Над чем на этой неделе будет работать Рада? Обзор самых интересных законопроектов

Читати українською
Политические эксперты из группы Левиафан подготовили традиционный обзор законопроектов, над которыми парламент будет работать в течение текущей пленарной недели.

Не так давно миссия Европарламента под руководством Пэта Кокса проводила анализ деятельности украинского парламента VIII созыва. По мнению экспертов миссии, Рада стала постепенно терять конституционную идею единого законодательного органа, превращаясь в «слабый институт государственной власти», перегруженный большим количеством законопроектов, очень близких по содержанию и значению к тому, что принято называть законодательным мусором.

И проблема не только в качестве и количестве разрабатываемых законодательных актов, бесконечных изменениях в них, но и в эффективности их рассмотрения, прохождении, принятии, в том числе – и в сессионной работе парламентариев в широком смысле данного этапа. Обидно, но если вектор развития ситуации не изменится, вскоре страна может столкнуться с распространением в обществе идей правового нигилизма и отрицания социальной роли права как базового инструмента регулирования общественных правоотношений. Последствия этого явления, к сожалению, не обещают ничего хорошего.

Заседание Верховной Рады. Онлайн-трансляцияСегодня в украинском парламенте пройдет очередное пленарное заседание, на котором рассмотрят ряд законодательных инициатив.

Итак, выводы сделаны, рекомендации направлены, но будет ли проведена работа над ошибками? Анонсированный проект недельного плана работы парламента с расписанием пленарных заседаний свидетельствует, что в который раз наши народные избранники будут бороться скорее за количество, но не за качество законодательных актов. Возможно, именно этим объясняется то, что предложенный недельный план работы едва уместился в документе на 7 страниц. Считаем разумным обратить внимание на наиболее резонансные, по мнению редакции, документы, включенные в этот план.

Государственный бюджет

Главным трендом этой недели должен стать проект закона «О Государственном бюджете Украины на 2017 год», который все же был внесен на прошлой неделе в парламент.

Несмотря на все заверения Президента в том, что Госбюджет-2017 будет социальным, к сожалению, он таковым не является. Тем более, если будет принят законопроект №5130, предусматривающий ряд мер по уменьшению нагрузки социальных выплат на расходную часть Бюджета. Если остановиться на этом более подробно, то, как это часто бывает, Государственный бюджет снова планируется дефицитным. Дефицит бюджета должен составлять 69 млрд грн.

Несмотря на разрекламированность спецконфискации и заявления госпожи Черновол, что она даст государству 50 миллиардов гривен, люди, планировавшие Бюджет, оказались более прагматичными, а потому заложили в статью о возвращении активов только 10,5 млрд грн.

Стало известно, на сколько увеличится прожиточный минимум в 2017 годуПрожиточный минимум к концу 2017 года будет составлять 1700 грн, а минимальная пенсия будет – 1373 гривен.

Рост ВВП должен составлять 3%, хотя эти данные являются относительно завышенными, ведь МВФ прогнозирует для Украины рост на уровне 2,5%, Всемирный банк – 2%, инвестбанк GoldmanSachs – 1,5%. Также нереалистичным выглядит прогноз удержания гривни на уровне 27,8 грн/долл. Более похож на правду прогноз GoldmanSachs – 30 грн/долл.

Минимальная заработная плата, а соответственно – и пенсия, и другие социальные выплаты увеличатся на 10%. Но существенного улучшения жизни украинцам не ждать не стоит, ведь этот рост, скорее всего, будет размыт инфляцией, что прогнозируется на уровне 8,1%. А фактически она будет составлять не менее 11%.

Также планируется наделить Кабинет Министров Украины возможностью, в случае необходимости, осуществлять выпуски облигаций внутреннего государственного займа крупнее объемов, установленных законом о Государственном бюджете, с последующим приобретением в государственную собственность в обмен на эти облигации акций дополнительной эмиссии банков с соответствующей корректировкой предельного объема государственного долга, определенного настоящим Законом. Следствием этого будет увеличение внутреннего долга (что является довольно опасной практикой для страны, финансы которой и так находятся в преддефолтном состоянии).

Экономика и тарифы

28 мая 2015 года Верховной Радой был зарегистрирован поданный правительством Арсения Яценюка законопроект №2966 «О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг», который больше года пылился в парламентских кабинетах, ожидая внесения в зал. Документом предлагается законодательно закрепить правовой статус Комиссии, ее полномочия, экономическую, политическую и финансовую независимость при принятии решений. Параллельно предполагается целый ряд изменений в профильных актов действующего законодательства страны. В целом, данный документ должен внести больше ясности в законодательное регулирование данных вопросов.

С другой стороны, заслуживает внимания точка зрения экспертов, которые считают, что. хотя законопроект и имеет рациональное зерно, однако более удачным был бы вариант комплексного подхода к этому вопросу с разработкой единого закона о государственном регулировании на рынках энергетики и коммунальных услуг по определению в нем, в том числе, исчерпывающего списка соответствующих субъектов, их статуса, функций, полномочий, гарантий, принципов организации и деятельности. Шансы на успех законопроекта на самом деле не слишком большие – особенно в контексте того, что парламентские комитеты его положения признали не соответствующими нормам Конституции и содержащими коррупциогенные факторы.

Данилюк анонсировал отмену пенсионного сбора с покупки валютыКабинет министров Украины рассматривает варианты отмены сбора в Пенсионный фонд с покупки наличной иностранной валюты в ноябре этого года.

Также Верховная Рада задалась целью рассмотреть базовый правительственный законопроект «О рынке электрической энергии Украины» (№4493). Законопроект полностью меняет организацию рынка электроэнергетики, в частности, предусматривается: организация рынка электрической энергии из следующих составляющих: двусторонние договоры; рынок «на сутки вперед»; внутреннесуточный рынок; балансовый рынок; рынок вспомогательных услуг; дополнение перечня участников рынка новым участником – трейдером, которым может быть любой субъект хозяйствования, осуществляющий покупку электрической энергии исключительно с целью ее перепродажи, кроме продажи потребителю. Законопроект является комплексным, содержательным и требует усиленного внимания как специалистов, так и журналистов. Страна может и не пережить появления очередного Мартыненко или Бойко.

Далее по тематике идут:

  • законопроект №0106 «О ратификации Финансового соглашения (Проект «Основной кредит для аграрной отрасли – Украина») между Украиной и Европейским инвестиционным банком», внесенный в парламент по инициативе Петра Порошенко. Документом предлагается ратифицировать текст Финансового соглашения между Украиной и ЕИБ, подписанный 28 декабря 2015 года. Это должно обеспечить нашей стране получение очередного кредита в размере 400 млн евро для финансирования аграрной отрасли. Кредит будет предоставляться частично отдельными траншами в количестве до двадцати единиц, а сумма каждого из них минимально составит 10 млн евро. Для вступления Соглашения в силу со стороны Украины окончательную точку должны поставить депутаты, приняв решение о его ратификации. Однако не стоит оставлять без внимания и тот факт, что в данном случае речь идет об возвратных средствах, предоставляемых в качестве процентного кредита, а не о безвозмездной финансовой помощи.

  • Законопроект №4550 «О внесении изменений в статью 4 Закона Украины «О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства» (по реализации государственных жилищных программ)». Документ предлагает дополнить действующую редакцию закона двумя поправками. Во-первых, это введение государственной поддержки строительства доступного жилья для военнослужащих, работников ВСУ, Нацгвардии, СБУ, лиц из состава добровольных формирований и других людей, которые защищали Украину и принимали непосредственное участие в АТО, находясь в районах и в период ее проведения. Идея программы заключается в финансировании государством 50% стоимости строительства или приобретения доступного жилья и/или льготного ипотечного жилищного кредита. Второй частью предлагается увеличить с 3 до 10% годовых процентную ставку финансирования по кредитам на строительство (приобретение) доступного жилья.

Децентрализовать нельзя централизовать: обзор обещаний политиковКак украинские политики выполняли собственные обещания относительно изменений в Конституцию в части децентрализации.

И если первая часть изменений не вызывает критических замечаний у экспертов (были бы только финансовые возможности для эффективной реализации данной программы, ведь она имеет шансы пополнить плотные ряды программ, которые были громко задекларированы, но так и не попали в практическую плоскость), то со второй все не так однозначно. Разработчикам законопроекта следовало бы уточнить, что новые условия льготного кредитования не будут распространяться на уже принятые соглашения строительства (приобретения) доступного жилья. В противном случае изменение существенных условий кредитования путем увеличения процентной ставки более, чем в три раза, существенно осложняет жизнь и без того малоимущих граждан-участников госпрограммы, решивших воспользоваться помощью государства в жилищных вопросах, и может стать причиной невыполнения ими обязательств, поскольку такие условия не основываются на их реальных доходах и возможностях.

Правоохранительный блок

Изюминкой этой пленарной недели станет заседание Комитета ВРУ по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, во время которого «на ковер к депутатам» придут министр внутренних дел Арсен Аваков, председатель Национальной полиции Хатия Деконаидзе и генпрокурор Юрий Луценко. По крайней мере этого хотят депутаты, дабы заслушать их отчеты о криминогенной ситуации в стране и расследовании резонансных преступлений. Из практики можно сказать, что господин Аваков, скорее всего, проигнорирует это мероприятие, потому что пиариться на чужом поле ему будет сложно, зато для Луценко этот комитет – «родной», и он обязательно воспользуется выгодной пиар-площадкой.

Кроме заседаний, правоохранительный блок также представлен проектом закона №3719 «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины относительно отдельных вопросов следственных действий с целью обеспечения дополнительных гарантий законности при их проведении». Проектом предлагаются изменения в УПК, которые вводят ряд существенных запретов, что бесспорно усложнят жизнь следователем. Среди них – запрет временного изъятия электронных информационных систем и норма о том, что следователи должны будут осуществлять только копирование информаци. Также усложнится применение спецподразделений при проведении обысков (лишь на основании постановления следственного судьи и только по тяжким и особо тяжким преступлениям), упростят доступ адвоката к процессу обыска и тому подобное. МВД, СБУ и ГПУ в единодушно выступают против этого законопроекта, так что у нас будет возможность проверить, насколько сильно лобби силовиков в парламенте.

Еврокомиссия прогнозирует рост ВВП Украины на 2%Европейская комиссия прогнозирует рост ВВП Украины на 2% в 2016 году и на 3% – до 2017 года.

Минутка лоббизма

Народный депутат Александр Кодола, известный тем, что за тысячу долларов может поносить честь любого районного прокурора, вносит на рассмотрение парламента «Проект Закона о внесении изменений в Закон Украины« О регулировании градостроительной деятельности» о продлении срока принятия в эксплуатацию объектов строительства, построенных без разрешения на выполнение строительных работ» (№ 3696). С одной стороны, законопроект направлен на обеспечение права граждан узаконить построенные без разрешения на выполнение строительных работ объекты строительства. А с другой – есть высокий риск того, что данный законопроект будет применяться для того, чтобы вводить «нужные» объекты, а обычные граждане снова не успеют ввести в эксплуатацию собственные дома. Кроме того, застройщики, стоя объект высшей категории сложности, через договоренности и коррупцию должностных лиц смогут в документах указать более низкий уровень для того, чтобы получать меньше разрешений. Что победит – антикоррупционные идеи, или лоббистский талант господина Кодолы – сможем проследить, включив пленарное заседание Верховной Рады в среду.

Преодоление вето Президента

На этой пленарной неделе к преодолению вето Президента выносятся законопроекты №2406 («О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно повышения уровня социальной защиты военнослужащих и членов их семей»), №2676 («О внесении изменений в Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах»по начислению субсидий пенсионерам и инвалидам», №1165 («О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления роли гражданского общества в борьбе с коррупционными преступлениями») и №3868 («О внесении изменения в статью 13 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» относительно уменьшения дефицита лома черных металлов на внутреннем рынке»). Мы уже делали подробный анализ данных инициатив, ознакомиться с ним можно в нашем обзоре от 5 июля 2016 года.

Также с вето Президента в четверг в стены Рады будет внесен законопроект №4024 «О внесении изменений в приложения №3 и №7 в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2016 год» относительно финансового обеспечения компенсации за льготный проезд отдельных категорий граждан и других предусмотренных законодательством льгот». Как можно понять из названия, документом предлагалось предоставить дополнительную субвенцию местным бюджетам на обеспечение компенсации за льготный проезд отдельных категорий граждан. Петр Алексеевич ответил лаконично: «Денег нет». Голосов для преодоления вето Президента в зале также нет.

Блок недоработок

Словно невыполненные школьные домашние задания, заданные учителями на летние каникулы, преследуют наших народных избранников законопроекты, которые уже традиционно перекочевывают из одной повестки дня пленарной сессионной недели в другую. И если поначалу казалось, что основная причина отсрочки их рассмотрения состояла в недостатке времени и отсутствии желания их рассматривать, то в последнее время становятся все более популярными аргументы в пользу версии об умышленном саботаже их принятия.

Речь идет о таких законопроектах:

  • №2297 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно создания благоприятных условий для внедрения благотворительных текстовых сообщений», который касается законодательного урегулирования аккумулирования благотворительных пожертвований, осуществляемых с помощью электронных устройств с помощью sms-сообщений. «Слово и Дело» уделяло внимание этому документу в обзоре законопроектов еще от 31 мая;

  • №3467 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно создания благоприятных условий для внедрения благотворительных телекоммуникационных сообщений)». Законопроект неразрывно связан с последним документом. Эта инициатива освобождает вышеупомянутые sms-сообщения от налогообложения как отдельный вид благотворительности. Ожидается, что это должно способствовать популяризации и развитию благотворительного дела. Также предусматривается освобождение оператора телекоммуникационных услуг от обложения налогом на добавленную стоимость операций по предоставлению услуг в части обработки благотворительного sms. Больше читайте в нашем материале от 14 июня;

  • №3390 «О внесении изменений в Закон Украины «О добровольном объединении территориальных общин» относительно обеспечения государственной поддержки добровольного объединения территориальных общин». Авторы документа предлагают наделить Кабмин, в случае промедления областных советов, возможностью признавать созданные объединенные территориальные общины соответствующими перспективному плану формирования территорий общин. Они считают, что, влияние органов местного самоуправления областного уровня в ходе реформы административно-территориального устройства было переоценено и поэтому нуждается в пересмотре. Подробнее об этом – в обзоре от 6 сентября;

  • №3006 «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины и другие законодательные акты относительно правовой судьбы земельных участков, владельцы которых умерли», призванный либерализовать и ускорить процесс признания наследства выморочным (имуществом умершего, не перешедшим к наследникам, или при отсутствии наследников, или если ни один из них не принял наследство), не допустить прихода в упадок земельных участков и улучшить информационное взаимодействие между государственными информационными реестрами. Подробнее – в материале от 5 июля;

  • Также народные избранники продолжают беспокоиться о судьбе телерадиовещания и наконец вносят в сессионный зал законопроект №3081-д «О государственной поддержке кинематографии в Украине», призванный существенно увеличить (хотя, возможно, только на бумаге) государственную поддержку отечественного кинематографа. Больше об этом читайте в нашем материале от 6 сентября 2016 года.

Николай Мельник, Сергей Назаренко, Александр Григоренко, Валентин Гладких, аналитическая группа «Левиафан»

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS

и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»
Поделиться: