Годы идут, обещания остаются: что политики ежегодно обещают украинцам в июле?

Читати українською

Аналитический портал «Слово и Дело» начинает новую ежемесячную рубрику «Ретроспектива», в которой мы будем напоминать читателям о главных обещаниях политиков, которые они дали в течение месяца в предыдущие годы. Серию публикаций в новой рубрике «Слово и Дело» начинает с июля – месяца, когда политики традиционно не слишком активны в выполнении собственных обязательств (Рада уже не работает, а сезон отпусков не способствует рабочей активности), однако достаточно активно раздают обещания на перспективу.

Июль 2013: Ассоциация с ЕС, «Охматдет» и каштаны Попова

Далекий июль 2013-го запомнился лишь несколькими обещаниями, однако каждое из них вызывало немалый резонанс. Первое – заявление Виктора Януковича о том, что до ноября Украина выполнит все требования ЕС для подписания соглашения об ассоциации. Как результат обещание не было выполнено. Всего Европейская комиссия выдвинула Украине 19 требований. Наиболее проблемными оказались такие: немедленное решение вопроса политически мотивированных приговоров (дело Юлии Тимошенко), принятие Избирательного кодекса Украины и пересмотр в тесных консультациях с Советом Европы/Венецианской комиссией закона о прокуратуре. Заметим, что представительство ЕС в Украине оценило выполнение украинской властью требований как неполное и частичное. Ну а к чему в конце концов привело это невыполненное обещание уже через полгода, мы знаем.

Еще одно обещание, данное в июле 2013 года, сегодня навевает ощущение дежавю. Речь идет о достройке многострадального корпуса детской больницы «Охматдет». Да-да, того самого, обещание о финансировании которого недавно умудрился провалить нынешний вице-премьер Владимир Кистион. Неизвестно, знает ли об этом сам чиновник, однако три года назад аналогичное обещание дал его предшественник – также вице-премьер-министр Сергей Арбузов. Однако сумма, выделенная на проект по состоянию на конец октября 2013 года, была настолько мала, что, как посчитало «Слово и Дело», с такими темпами финансирования при сохранении той же сметы, что и в то время, новый корпус больницы был бы полностью профинансирован государством только в 2029 году.

Еще однним обещанием, которое было озвучено в этом месяце 3 года назад и вошло в историю, стало обязательство тогдашнего главы КГГА Александра Попова о высадке на столичном Крещатике каштанов Бриоти – тех самых «мясокрасных» символов Киева, которые в итоге оказались обычными конскими каштанами белого цвета. Все бы ничего, если бы не деньги, заплаченные городской властью за 200 саженцев ценного дерева – 2,96 млн грн, тогда как стоимость саженца конского каштана на тот момент составляла всего 70 грн.

Июль 2014: Савченко, MH17, санкции против РФ

10 июля новоиспеченный Президент Украины Петр Порошенко пообещал сделать все для освобождения Савченко. Пересказывать всю историю освобождения украинской летчицы,которая и так сейчас на слуху, пожалуй нет смысла, однако стоит отметить, что роль Главы государства в освобождении «пленницы номер один» переоценить трудно. Хотя если бы не вклад народных депутатов, спецслужб и других участников переговорного процесса, то вряд ли возврат летчицы на Родину стал бы возможным. Как бы то ни было, обещание выполнено.

Александр ТурчиновРуководитель центрального штаба партии "Народный фронт"
Турчинов заверил, что виновные в крушении самолета малайзийских авиалиний будут наказаныСказано 18 июля 2014 г.Статус обещания: Не выполнено

18 июля, через день после катастрофы малайзийского «Боинга» в Донецкой области, секретарь Совета нацбезопасности и обороны Александр Турчинов пообещал, что все виновные в трагедии будут наказаны. Конечно, украинская сторона внесла свой вклад и в расследование причин трагедии и в сбор вещественных доказательств, останков тел и личных вещей пассажиров злополучного рейса, однако вопрос о наказании виновных, кем бы они ни были, лежит вне компетенции Турчинова. Пока это обещание находится в процессе выполнения, а выполненным оно станет только тогда, когда свое решение по этому поводу вынесет Гаагский трибунал.

Ввести санкции против лиц, поддерживающих терроризм в Украине, пообещал 23 июля 2014 года Арсений Яценюк, который на тот момент занимал должность премьер-министра Украины. Тогда, 2 года назад, вопрос санкций против России и ее граждан еще не был столь очевидным и первые робкие шаги украинской власти в этом направлении получали широкую огласку. 14 августа того же года Верховная Рада Украины приняла инициированный правительством проект закона «О санкциях» № 4453, который предусмотрел возможность введения 29 видов санкций к юридическим и физическим лицам, которые финансируют терроризм и поддерживают оккупацию Крыма. 10 сентября 2014 года Петр Порошенко этот законопроект подписал.

Июль 2015: янтарь, Мукачево, МВФ

История циклична, по крайней мере в разрезе нескольких лет – это ярко демонстрирует тот факт, что год назад, как и сейчас, одной из тем, которая чаще всего была на слуху, был вопрос незаконной добычи янтаря. Бороться с этим негативным явлением 10 июля 2015 года пообещал Президент, уточнив, что в ближайшее время завершатся операции по задержанию преступников, занимающихся этим незаконным промыслом. Однако операции, которые тогда проводились на северо-западе Украины, продолжались на несколько недель дольше, чем предполагал Порошенко, но и этого оказалось недостаточно, чтобы побороть противозаконную добычу «солнечного камня», ведь обещания относительно этого (к сожалению, в основном провальные, несмотря на громкую спецоперацию силовиков на Ровенщине) политики продолжают активно раздавать и поныне.

Привлечь к ответственности мукачевских правоохранителей, причастных к контрабанде, пообещал 14 июля тогдашний премьер-министр Арсений Яценюк. По состоянию на апрель 2016 года, в соответствии с официальным письмом ГПУ, полученным в ответ на запрос «Слова и Дела», сообщение о подозрении работникам правоохранительных органов не осуществлялось.

Еще одной неисчерпаемой темой для обещаний оказалась сотрудничество с Международным валютным фондом. Год назад направить средства очередного транша МВФ на пополнение золотовалютных резервов Украины пообещала министр финансов Наталья Яресько. Свое слово руководительница Минфина сдержала, однако после этого Украина больше не получала от Фонда макроэкономической помощи, хотя на обещаниях о поступлении третьего транша кредита МВФ погорел уже не один политик. Свежий пример – министр экономики Степан Кубов и глава Нацбанка Валерия Гонтарева, которые уверяли, что средства долгожданного третьего транша Киев получит уже в июле 2016 года.

Тем временем стартовал новый месяц, а это значит, что «Слово и Дело» уже коллекционирует для вас новые обещания чиновников. Вызовут ли они ощущение дежавю, или же политикам удастся «сменить пластинку»?

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: