Кредит поневоле: что не так в сотрудничестве между Кабмином и МВФ?

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Ситуация с предоставлением очередного кредита от Международного валютного фонда крайне неоднозначна. С одной стороны, кредит нужен новому правительству для удержания достигнутой макроэкономической стабильности хотя бы в тех рамках, в которых это возможно в настоящее время. С другой – для получения нового транша нужно осуществить еще ряд непопулярных реформ, на которые не решалось ни одно из предыдущих правительств. Конечно, в нынешних непростых экономических и политических реалиях отказываться от займов никто не собирается. Впрочем, задержка предоставления кредита со стороны МВФ – яркое свидетельство непростых закулисных переговоров.

В конце мая миссия МВФ положительно оценила усилия украинской власти выполнить взятые на нее обязательства и преодолеть кризисные явления в экономике. «Украина за прошедший год в тяжелых условиях добилась значительного прогресса в восстановлении макроэкономической стабильности. Устойчивое проведение структурных и институциональных реформ сейчас нужно превратить в мощный и устойчивый рост... Важно, чтобы власть увеличила свои усилия по закреплению фискальной и финансовой стабильности, решительного повышения открытости и верховенства закона, а также реформирования большого и неэффективного сектора государственных предприятий», – отметили в Фонде по итогам работы миссии.

Чтобы закрыть вопрос кредита МВФ, должен случиться новый дефолт или кризис – экспертЭксперт проанализировал риски отсрочки транша МВФ для Украины из-за проблем, связанных с принятием законов в ВР.

В свою очередь, в новом Кабмине предусматривали получить транш уже в первой декаде июля. Однако получение кредита, скорее всего, перенесено на осень 2016 года. Во время заседания исполнительного совета Фонда вопрос о предоставлении очередного транша по второму пересмотру программы EFF не был внесен в повестку дня. Эксперты и чиновники убеждают, что перенос сроков кредитования не является критическим для экономики Украины. Однако возникает ряд логических вопросов, ведь украинскому правительству, несмотря на благоприятные обстоятельства и положительный опыт прошлого сотрудничества, до сих пор не удается убедить МВФ в скорейшем предоставлении обещанного кредита.

Перетягивание кредитного каната

В последнее время свой прогноз о получении очередного кредита от МВФ делали почти все отечественные высокопоставленные чиновники. Об этом заявлял и Президент, и премьер-министр Владимир Гройсман, и руководительница Нацбанка Валерия Гонтарева. О более четких сроках получения займа говорили первый вице-премьер-министр – министр экономического развития и торговли Украины Степан Кубив и министр финансов Александр Данилюк.

В июне Владимир Гройсман подтвердил достигнутые договоренности о предоставлении транша от МВФ в размере 1,7 млрд долларов. И при этом подтвердил, что кредиты – не панацея, нужно проводить реформы. «Мы не можем вечно жить на траншах», – отметил премьер.

Уже в июле стало понятно: ситуация с предоставлением кредита непростая. Всех подробностей переговоров украинцам не раскрывают, однако уже сейчас ясно, что МВФ требует от правительства Гройсмана более решительных действий в проведении реформ. Конечно, решиться на подобный сценарий трудно, ведь непредсказуемость последствий может стать роковой для планов правительства. На помощь премьеру пришел Президент, который пытался в очередной раз убедить руководство Фонда пойти на уступки и дать согласие на получение кредита. «Петр Порошенко сообщил Кристин Лагард о ходе украинских реформ и борьбе с коррупцией. Собеседники обсудили предоставление Украине следующего транша. Глава государства поблагодарил директора-распорядителя МВФ за поддержку и доверие», – коротко сообщили в пресс-службе Президента относительно его телефонного разговора с Кристин Лагард.

Кубиву не удалось договориться о получении транша от МВФ до конца июняПервый вице-премьер-министр Степан Кубив не выполнил обещание о получении транша от МВФ до конца июня.

Правда, МВФ недвусмысленно дает понять, что без конкретных шагов, которые системно изменят экономическую политику Украины, надеяться на получение средств в ближайшем будущем не стоит. И речь идет не только о повышении тарифов для населения – в Фонде надеются увидеть более серьезные шаги со стороны правительства, которые на самом деле могли бы стать предпосылками для роста экономики страны, а не просто «латание дыр».

Как правило, МВФ дает деньги на определенных условиях, которые предусматривают их возвращение. Эти условия касаются прежде всего внедрения эффективных шагов по сокращению дефицита национального бюджета, изменений в налоговой политике, либерализации рынков и прозрачной приватизации государственной собственности. Именно последнее задание новый Кабмин с треском провалил: из-за ряда причин, конкурс на продаже одного из самых привлекательных госактивов – Одесского припортового завода – пока что не состоялся.

Директор-распорядитель Фонда Кристин Лагард заявила, что решение о выделении третьего кредитного транша по программе EFF будет принято только после выполнения всех текущих обязательств со стороны парламента и правительства Украины. «Я отдаю должное власти Украины в том, что было сделано за последние два года в экономике, в социальной сфере. Вместе с тем, мы не можем не понимать, что многие решения еще нужно принять, и принять их должен парламент – Верховная Рада», – заявила Лагард. Вопрос в том, что пока в МВФ видят задержку именно со стороны Верховной Рады, зато некоторые нардепы называют причиной торможения именно действия Кабмина.

Будет ли рост экономики и почему нужно перестать занимать у МВФ? ЭкспертЭкономист поделился соображениями относительно данных Всемирного банка, согласно которым экономика прошла пик рецессии.

К примеру, несмотря на неудачный конкурс по продаже ОПЗ, в Международном валютном фонде считают, что одним из невыполненных обязательств является необходимость приведения в соответствие с европейскими нормами законодательство Украины, регулирующее рынок ценных бумаг. В частности, в Фонде отметили необходимость увеличения полномочий Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. «Украинская нормативно-правовая база в части злоупотреблений на рынке и раскрытия информации эмитентами ценных бумаг имеет существенные пробелы, негативное влияние которых усиливается недостаточными надзорными, следователями и правоприменительными полномочиями Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР)», – сообщается в отчете МВФ. Важность данного шага заключается в том, что нынешняя ситуация способствует отсутствию прозрачности на рынке и выпуску недействительных ценных бумаг.

Как бы то ни было, и Верховная Рада, и руководство Фонда за летний перерыв не будут принимать важных решений. В Минфине уже спрогнозировали, что МВФ вернется к «украинскому вопросу» в августе. «Использование других парламентом законопроекты не должны повлиять на восстановление программы», – подчеркнул глава ведомства Александр Данилюк.

Чемодан без ручки

Эксперты отмечают, что пока для украинской экономики отсутствие транша не является чем-то критическим. Впрочем, подобная ситуация не может продолжаться долго. «Учитывая постепенное восстановление украинской экономики и рост валютных резервов центробанка на фоне благоприятной внешней конъюнктуры, сокращение суммы транша и возможная задержка до августа не несут угрозы для экономики или финансовых рынков», – считает главный экономист инвестиционной компании Dragon Capital Елена Белан.

Кроме приватизации, от правительства ожидают и эффективных шагов по реформированию пенсионной системы. Дискуссии по поводу данного вопроса ведутся уже не один год, однако до сих пор ни одна власть не находила оптимальной конфигурации для введения подобных изменений. Сейчас опять говорится о необходимости поднятия пенсионного возраста, что, безусловно, на фоне повышения тарифов, политической нестабильности и войны на Донбассе может стать окончательным приговором для действующей власти.

На выплаты субсидий Украине снова придется просить денег у МВФ – экспертВедущий эксперт по энергетическим программам поделился соображениями относительно вступления в силу с 1 мая единой рыночной цены на газ для населения.

Ситуация осложняется еще и тем, что ни МВФ, ни украинские политики не могут отказаться от услуг друг друга. Первые понимают, что в противном случае Украину ожидает сногсшибательное падение экономики и дефолт. А значит, все усилия и предыдущие средства просто невозможно будет вернуть назад. Отечественные чиновники понимают, что другого пути, кроме как опереться на кредитные средства Фонда, у них нет. Поэтому все сводится к качеству переговоров и условий достижения очередных договоренностей. К слову, ранее МВФ планировал выделение 1,7 млрд долларов в первом полугодии, а до конца 2016 года – еще два транша на общую сумму свыше 3 млрд долларов. Важный аспект предоставления кредитов также заключается в том, что они являются своеобразными «гарантами» и для других кредиторов и партнеров Украины.

До конца лета украинским политикам нужно будет наконец определиться – дальше пытаться убедить МВФ предоставить кредитные ресурсы под обещания осуществления реформ или согласиться на условия кредиторов. В последнем случае правительству Владимира Гройсмана не позавидуешь: нужно будет объяснить украинцам весь спектр непопулярных реформ на фоне осеннего периода с новыми платежами за коммунальные услуги. В случае же отсутствия сотрудничества с МВФ первым на себе последствия ощутит курс национальной валюты. Поэтому чиновникам необходимо как можно скорее разработать «план Б», чтобы удержать ситуацию под контролем.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS

и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»
Поделиться: