Варшавская петля: как НАТО готовится к гибридной войне

Читати українською
Александр Радчукполитолог

В конце этой недели в Варшаве состоится знаковый саммит стран-членов НАТО. Символично, что впервые подобное мероприятие будет проходить на территории Польши – страны, которая когда-то в дружеской советской семье республик противостояла Североатлантическому Альянсу и была членом уже несуществующей Организации Варшавского договора.

Варшавский саммит - действительно масштабное событие и по своему значению, и по уровню представительства. В саммите примут участие 18 глав государств, 21 глава правительств, 41 министр иностранных дел и 39 министров обороны, зарегистрировано более 2 тысяч участников. В целом это 27-й саммит НАТО, который состоится с момента существования Альянса.

Не менее решающей является и повестка дня, которую будут рассматривать страны-члены и участники во время саммита. Прежде всего речь идет об усилении оборонительных возможностей НАТО в Восточной Европе: будет обсуждаться возможность размещения сил быстрого реагирования (патрульных групп) НАТО в Польше и в трех балтийских странах - Латвии, Литве и Эстонии. «На Варшавском саммите мы примем новые решения по усилению нашей обороны и потенциала сдерживания. Все наши мероприятия - оборонительные по своей природе и разительно отличаются от длительных нарушений международного права со стороны России. Мы продолжим защищать и оборонять всех наших союзников от любых угроз с любой стороны», - отметил генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, подчеркнув, что текущие планы НАТО являются самыми масштабными со времен холодной войны мерами усиления коллективной обороны.

Станет ли саммит НАТО переломным в борьбе против агрессии РФ в Украине?Эксперт поделился соображениями относительно информации о том, что НАТО на саммите в июле может принять решение, которое заставит Россию уйти из Украины.

Кроме того, речь пойдет и о других оборонительных мерах для усиления возможностей в случае внешней военной агрессии, в том числе и о временной оперативной способности системы противоракетной обороны Альянса на территории Польши.

Во время саммита может быть принято решение и о расширении НАТО за счет вступления новых членов. В частности, речь идет о присоединении четырех стран-кандидатов, а именно: трех балканских стран - Боснии и Герцеговины, Македонии, Черногории, а также Грузии. Все четыре потенциальных члена НАТО уже подали заявки на вступление и получили более чем положительные отзывы об усилении своей обороноспособности и соответствии армий стандартам Альянса.

Удобный предохранитель

Несмотря на то, что военные эксперты и аналитики не прогнозируют решительных заявлений и громких решений во время саммита касательно более тесного сотрудничества с НАТО, Украина и тема гибридной войны в Донбассе станут едва ли не самыми главными в повестке дня. Украинскую делегацию на Варшавском саммите возглавит Президент Петр Порошенко. Ожидается, что главные вопросы о ситуации на Донбассе и угрозе национальной безопасности будут обсуждаться на заседании комиссии Украина-НАТО.

Несмотря на осторожность в заявлениях руководства НАТО, говорить о том, что Альянс будет стоять в стороне от процессов, которые происходят в Украине, было бы наивно. На самом деле, речь идет об удобной площадке для отработки всех возможных тактик и мероприятий по ведению так называемой «гибридной войны», которую фактически разрешила Россия на востоке Украины, сперва аннексировав Крым, а затем предприняв попытку оккупировать Донбасс. И хотя военная тактика Кремля в последние годы претерпела значительные изменения, в то же время достичь значительных успехов в «гибридной войне» российской военной машине пока не удалось. И не без усилий украинской армии, расходы на содержание и развитие которой стали едва ли не самыми большими за все время независимости и составляют около 5% ВВП. Так, согласно расчетам ведущих экономистов мира, такой уровень финансирования военно-промышленного комплекса и армии свидетельствует о том, что страна приобретает признаки милитаризованной. В случае с Украиной, конечно, не по собственной воле. Впрочем, уже сейчас Вооруженные силы Украины по уровню расходов из Бюджета входят в десятку стран-лидеров по финансированию своей армии, среди которых США, Россия, ОАЭ, Иран и другие. Конечно, в денежном выражении суммы, потраченные на модернизацию и развитие ВС, невозможно сравнить с подобными расходами более мощных экономик перечисленных стран. Однако сам факт, что Украина только за 2 года сумела быстрыми темпами восстановить свой военный и оборонный потенциал, является более чем красноречивым фактом.

О том, что Украина тщательно готовилась к саммиту, свидетельствует ряд встреч на высшем уровне в Брюсселе, Вашингтоне и Варшаве. Польские власти стали одними из самых мощных союзников в ЕС, которые всеми возможными способами поддерживают Украину на пути к более глубокой интеграции в отношениях с НАТО. Украинский и польский президенты накануне саммита согласовали ряд общих позиций, что, безусловно, свидетельствует о теснейшем за многие десятилетия сотрудничестве между двумя странами. При этом сама Польша рассчитывает стать главным провайдером НАТО в восточноевропейском регионе. «Мы сможем забыть о страхе, даже несмотря на то, что Россия делает шаги, которые угрожают региональному и более широкому миру. На саммите будет выстроена такая сдерживающая сила, которая заставит Россию забыть об угрозах в отношении Польши и других стран», - заверил министр обороны Польши Антоний Мацеревич.

Украинская сторона рассчитывает, что во время Варшавского саммита даст старт в целом сорока новым направлениям сотрудничества с Альянсом. В частности, Йенс Столтенберг уже подтвердил, что несмотря на угрозы со стороны Москвы, сотрудничество с Украиной выйдет на новый уровень. «Мы уже оказываем помощь Украине через трастовые фонды, покрывающие такие сферы, как командование и контроль, логистику и кибернетическую безопасность. Мы добавим к этому новые проекты различной деятельности через трастовые фонды. Туда будут приобщены проекты, которые, в частности, будут касаться гибридной войны, обезвреживания взрывных устройств и стратегических коммуникаций», - заявил генсек НАТО.

Какие требования будет выдвигать Обама Порошенко на саммите в Польше? ЭкспертЭксперт поделился соображениями, стоит ли ожидать решения ситуации на Донбассе после переговоров руководства Украины и США на саммите НАТО в Варшаве.

Похоже, что в НАТО готовятся к любым сценариям. Однако мнения экспертов о роли Украины в будущих планах Альянса разделились: одни считают, что помощь по усилению обороноспособности уже активно внедряется и НАТО сможет защитить Украину в случае открытой агрессии со стороны РФ, другие, наоборот, считают, что восточная граница Украины - своеобразный полигон для испытания различных тактик борьбы с «гибридными» угрозами, а крупнейшие страны ЕС вообще придерживаются стратегии «умиротворения» Кремля. «Позиция НАТО на ближайшем саммите будет очень осторожной. Будут контраверсионные заявления. Среди таких стран, как Германия, Франция, Италия, идет деморализация. Глава МИД Германии резко осудил учения «Анаконда» и сказал, что НАТО должно прекратить бряцанье оружием. Путин расценивает это как победу, а НАТО даже не требует извинений от РФ за постоянные провокации в территориальных водах Балтии. Поэтому для Украины точно не будет никаких практических мер, чтобы Россия вышла с Донбасса. Это больше похоже на фантастику», - считает директор Института внешней политики Григорий Перепелица.

Однако не следует забывать и о позиции США, которые являются едва ли не главными драйверами всех стратегических решений НАТО. Речь идет об углублении сотрудничества между Украиной и Соединенными Штатами на всех уровнях, в том числе и возможном предоставлении военной помощи. О планах передать Украине масштабную военно-техническую помощь объявил посол Украины в США Валерий Чалый. «Могу сказать, что в ближайшее время вы услышите новости о новой помощи со стороны США оборонным оборудованием. На сегодняшний финансовый год Конгресс США выделил нам более 300 млн долларов на это, и я думаю, что сегодняшние позиции Сената о выделении не менее 500 млн долларов на следующий год, которые мы пытаемся подтолкнуть, будет максимально соблюдены», - отметил он.

Что же, действительно: 7 июля, накануне саммита в Варшаве, Украину посетит госсекретарь Джон Керри. До этого в Москву, а потом в Киев с целью согласовать ряд вопросов по Минским соглашениям летала помощник госсекретаря США Виктория Нуланд. Во время Варшавского саммита американская делегация будет едва ли не самой многочисленной (около 300 человек), а в Администрации Президента уже сообщили, что Петр Порошенко встретится со своим американским коллегой Бараком Обамой.

О скорой интеграции украинских Вооруженных сил к стандартам армий НАТО свидетельствуют не только усиление сотрудничества в учениях, оказание помощи и вооружения от западных партнеров. Даже тот факт, что на днях Петр Порошенко утвердил новые образцы обмундирования и знаков различия для украинских военных, свидетельствует о неуклонном желании быстрыми темпами избавиться от всех символов советского прошлого и полностью перестроить украинскую военную машину по лучшим стандартам развитых стран мира.

Альянс «стран между морями»?

Безусловно, главной задачей и вызовом Варшавского саммита НАТО станет поиск форматов сдерживания агрессивных намерений России в ее планах по дальнейшей военной агрессии в отношении своих соседей. Главное в этой истории является то, что несмотря на скопление большого количества военной техники, строительства новых военных баз на западных границах с Украиной и увеличение военно-морского присутствия в Черном море (в том числе и в Крыму), наиболее вероятным сценарием наступления агрессора остается так называемая «гибридная война».

Среди возможных вариантов противодействия планам противника рассматривается размещения новых баз противоракетной оборонительной системы, а также создание сети военных групп быстрого реагирования путем объединения военных формирований под единой командной структурой тех восточноевропейских стран, которые граничат с Россией. Речь идет о создании еще одного мощного военного блока уже в рамках существующих структур НАТО. Именно те страны, которые могут больше всего почувствовать угрозу со стороны России, будут лучше понимать все вызовы, связанные с усилением своей обороноспособности и подготовкой ко всем возможным вариантам развития событий.

Это хорошо понимают в США, и именно поэтому в последнее время все громче звучит идея о создании так называемого «альянса стран между морями», в котором ведущая роль принадлежала бы Польше и Украине, а также балтийским странам, Румынии, Болгарии и Турции. Последние рассматриваются и как противовес России в черноморском регионе. Ожидается, что к оборонительным планам присоединится Грузия, а на севере Европы - в НАТО вступит Финляндия, которая уже объявила о подобных намерениях. К слову, президент РФ Владимир Путин во время недавней встречи со своим финским коллегой Саули Ниинисте сообщил, что в случае вступления Финляндии в НАТО Россия будет вынуждена пересмотреть свое военное присутствие на границах с этой страной.

Эксперт: на саммите НАТО придется выбирать – отношения с РФ или защита членов АльянсаПолитолог поделился соображениями относительно информации о том, что НАТО намерено на Варшавском саммите принять новые решения по сдерживанию агрессии со стороны РФ.

В контексте создания новой структуры реагирования стоит упомянуть и о значительном расширении сотрудничества между НАТО и Румынией. Так, в начале июля в Бухаресте состоялось открытие многонационального командного пункта НАТО, что свидетельствует о серьезности намерений Румынии по усилению собственной обороноспособности в регионе. Так же, как и Польша, Румыния в последнее время демонстрирует более чем партнерское отношение к Украине, особенно в вопросах усиления сотрудничества в вопросах военной безопасности.

Так или иначе, результаты Варшавского саммита станут определяющими в международной политике безопасности на ближайшие годы. Ведь от решений, которые примут страны-члены НАТО, будет зависеть судьба всего европейского континента. И прежде всего – будущее Украины и ее граждан.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: