Безразличие или расчет: почему власть не может отказаться от ЖЭКов?

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Реформа жилищно-коммунального хозяйства, которая продолжается еще с начала 2000-х, снова рискует быть реализована лишь частично. Речь идет о ликвидации ЖЭКов, как одной из самых неэффективных форм хозяйствования в многоквартирных домах и переход к другим управленческим схемам обслуживания своей собственности. К сожалению, идея массового перехода к созданию Организации совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) так и не нашла широкой поддержки среди жителей многоэтажек по всей Украине.

Правда, через год после принятия закона «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме», количество ОСМД во всех регионах страны ощутимо выросло: если в июле 2015 всего было зарегистрировано 15934 объединения совладельцев, то уже в мае 2016 их было 18738. Впрочем, отмечая положительную динамику по созданию ОСМД более чем на 17% за последний год, эксперты все равно констатируют низкий уровень вовлеченности жителей многоэтажных домов к созданию собственных хозяйствующих субъектов. Так, в столице около 88% домов до сих пор остаются на балансе обслуживания ЖЭКов, а в Одессе за последний год было создано наибольшее количество ОСМД (около 100), однако это лишь чуть более 1% от общего количества многоквартирных домов. Подобная ситуация сложилась во всех крупных городах Украины, в которых сконцентрировано наибольшее количество многоквартирных домов.

Ликвидация ЖЭКов: эксперт назвала преимущества и недостатки ОСМДЭксперт поделилась соображениями по поводу инициативы перехода на ОСМД и объяснила преимущества и недостатки такой практики.

Конечно, власть должна как-то отреагировать на такое положение вещей, однако смогла лишь отсрочить «убийство» ЖЭКов на неопределенный срок. В июне Верховная Рада приняла в целом законопроект о внесении изменений в статью 13 Закона Украины «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» (№4680), в котором позволила и дальше хозяйничать ЖЭКам, пока будет продолжаться создание ОСМД и подбор управляющих для многоквартирных домов.

Чего ожидать с 1 июля?

Законопроект был внесен группой из 13 народных депутатов, основным инициатором которого стала народный депутат от фракции «Самопомощь» Алена Бабак. Цель, как всегда, более чем понятна: чтобы не создавать коммунального коллапса пока будет продолжается период проведения конкурсов на определение управляющих домами и дальнейший процесс создания ОСМД, законодательно позволить ЖЭКам и жилищным кооперативам и в дальнейшем обслуживать дома. По мнению авторов законопроекта, организация и проведение конкурсов по предоставлению услуг по управлению многоквартирными домами, определение управляющих, а также прием-передача жилых домов в управление от предыдущего предоставителя услуг займет во времени около 3-6 месяцев.

Кроме того, законопроект предоставляет право совладельцам многоквартирного дома право досрочно расторгнуть договор с назначенным на конкурсной основе управляющим в любой момент, если они таки решат создать ОСМД или выбрать другого управляющего. На подобной правовой коллизии ранее указывали юристы.

Рост тарифов ЖКХ: спасут ли субсидии и к чему приведет очередное повышение? ЭкспертЭксперт проанализировал заявление Владимира Гройсмана о том, что украинцы с низкими доходами не почувствуют повышения цены на газ.

Что означают все эти изменения? Улучшены некоторые технические условия передачи домов с баланса ЖЭКов на содержание ОСМД, управляющих и частных управленческих компаний. Однако, по мнению экспертов, ситуация на рынке предоставления коммунальных услуг останется неизменной как минимум до конца 2016-го года. Кроме того, не исключено, что в конце года парламентарии примут дополнительные поправки в закон, чтобы еще отсрочить сроки окончательной ликвидации ЖЭКов. Стоит напомнить, что в Украине насчитывается около 240 000 многоквартирных домов, в которых проживает почти половина всего населения Украины - 47,5%. Пока количество ОСМД, которые на данный момент созданы во всех регионах, едва составляет 7% от общего количества всех многоэтажек.

ЖЭКи навсегда?

Однако стоит обратить внимание и на еще одну норму, которую уже успели принять народные депутаты. Речь идет о предоставлении права местным советам или их исполнительным органам делегировать другому органу, субъекту властных полномочий, функции по осуществлению управления объектами ЖКХ, обеспечение их содержания и эффективной эксплуатации, необходимого уровня и качества услуг. В таком случае управляющий назначается на конкурсной основе именно тем органом, которому местные власти передаст такие полномочия.

Юристы считают, что данная норма может существенно навредить самим гражданам за их безынициативность, ведь в случае, если ОСМД не создано, местные власти смогут самостоятельно определить судьбу передачи дома том или ином управляющему. Проведение конкурсов в таком случае может стать фикцией.

Власть ЖЭКов: какие скрытые угрозы несет для украинцев реформа ЖКХ?«Слово и Дело» узнало, какие скрытые опасности таит в себе закон «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме».

Во время парламентских дискуссий также звучали и ряд замечаний о необходимости законодательно обязать ЖЭКи передавать в ОСМД отремонтированные дома. Ведь в случае полноценного перехода к системе управления путем создания ОСМД и института управляющих, все расходы на текущий и капитальный ремонт зданий, коммуникаций, крыш, инженерных сетей и другого необходимого оборудования полностью лягут на плечи жильцов многоэтажек. Таким образом, кроме драконовских тарифов, граждане могут получить еще и дополнительную головную боль с дополнительными затратами по содержанию собственных помещений. Риск того, что неподъемные цены приведут к настоящему коллапсу неплатежей, из-за чего пострадают и сами жители домов, а убытки почувствуют и местные власти, и государство в целом.

Как бы то ни было, избежать подорожания стоимости по содержанию домов и придомовых территорий - не удастся, считают эксперты. Основной недостаток закона «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» заключается именно в том, что законодатель не установил предельно возможных стандартов будущего ценообразования на рынке коммунальных услуг. Поэтому, при создании ОСМД у совладельцев, хотя и прибавится хлопот, но есть возможность контролировать свои расходы и искать наиболее привлекательные цены по предоставлению тех или иных услуг. При этом граждане, которым «назначат» управляющих по результатам открытых конкурсов рискуют попасть в ловушку низкого качества по предоставлению комуслуг и при этом - увеличение расходов на содержание дома.

Еще один «минус» закона - отсутствие прописанного четкого юридического статуса управляющих и уровня их ответственности. Между тем Минрегионстрой уже установил минимальный перечень услуг по управлению многоквартирными домами, которые должны обеспечивать надлежащее состояние домов и придомовых территорий. В состав цены на услугу по управлению многоквартирным домом включаются расходы по содержанию дома, его технического обслуживания, текущего ремонта и расходы на оплату коммунальных услуг в отношении общего имущества многоквартирного дома. Также в цене на услуги учитывается и вознаграждение управляющему.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ

и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»
Поделиться: