Процесс назначения новых членов Центральной избирательной комиссии давно перешел за пределы здравого смысла юридических процессуальных норм и получил чисто политическую окраску. Это и неудивительно: менять ЦИК нужно было давно и дискуссии по этому поводу длятся уже 2 года.
Сразу после событий Революции Достоинства было принято откровенно политическое решение не менять состав Центризбиркома, чтобы не срывать процесс внеочередных президентских и парламентских выборов. Полномочия 12 членов ЦИК вместе с ее главой Михаилом Охендовским как раз истекали в июне 2014 года. Тогда же Верховная Рада внесла изменения в закон «О Центральной избирательной комиссии», согласно которому парламентарии убрали норму о прекращении полномочий, которая четко устанавливала сроки пребывания в должности (7 лет) и позволили нынешним членам ЦИК доработать до назначения нового состава Центризбиркома. Фактически речь идет о неограниченном сроке действия нынешнего состава ЦИК.
Ни Президент, ни парламентские фракции не спешили с вопросом ротаций в ЦИК. Существенных изменений состав ЦИК не получил и в канун местных выборов осенью 2015 года. За 2 года поменяли всего двух членов комиссии.
Недавний скандал с «черной бухгалтерией» «Партии регионов» в очередной раз актуализировал вопрос смены состава ЦИК: якобы в найденных документах фигурирует и фамилия председателя комиссии Михаила Охендовского. Политические скандалы преследуют ЦИК уже не один год: именно нынешний ее состав обвиняли в пособничестве фальсификациям на парламентских выборах 2012 года, именно она принимала решение о невозможности установить результаты выборов в 5 одномандатных мажоритарных округах в 2012 году, а кандидат в президенты Юлия Тимошенко в 2010 году судилась с ЦИК из-за фальсификации результатов тогдашних выборов Главы государства. Стоит вспомнить еще и тот факт, что из 12 членов, у которых закончился срок полномочий, семь членов Центризбиркома еще в далеком 2007 году были избраны по квоте «Партии регионов», Коммунистической партии и Социалистической партии. Двух из этих партий уже нет в парламенте, а КПУ была запрещена законом.
Торги продолжаются?
По традиции, перед внесением кандидатур Президент должен учесть предложения всех фракций парламента. Впрочем, такие действия Главы государства не является законодательно закрепленными – по факту он может вносить свои кандидатуры без согласования. Однако в таком случае народные депутаты могут не поддержать то или иное кадровое предложение.
Без интриги не обошлось и на этот раз. Во время последней пресс-конференции Петр Порошенко наконец объявил долгожданную новость: на днях он внесет представление на назначение новых членов ЦИК в парламент.
Впрочем, по дороге из АП в Верховную Раду представление «похудело» на одну позицию: вместо 12 необходимых замен на сайте парламента был зарегистрирован проект постановления о внесении 11 новых членов Центральной избирательной комиссии. К тому же, внесенные главой государства кандидатуры были далеко не от всех парламентских фракций: сейчас имеем 5 представителей «БПП», 4 – от «Народного фронта», и по одному – от фракции «Самопомощи» и депутатской группы «Видродження». Эксперты сетуют: учтены далеко не все предложения, а с таким раскладом голосов коалиции для назначения новых членов ЦИК может не хватить даже при содействии группы «Видродження». К тому же, отношения с «Самопомощью» у пропрезидентской команды сейчас натянутые, и если за увольнение старых членов ЦИК подопечные Андрея Садового проголосуют охотно, то уже с назначением нового состава могут подложить коалициантам (а значит, и Президенту) большую свинью.
Еще одно предположение: вакантное, 12-е представление Петр Порошенко подготовил для кандидатуры нового главы ЦИК. Говорят, что им может стать один из отсутствующих сейчас среди претендентов в новый состав комиссии нынешних заместителей Охендовского – Андрей Магера или Жанна Усенко-Черная. Оба – настоящие «ветераны» организации избирательного процесса в Украине, ведь работают в ЦИК еще с 2004 года. Усенко-Черная считается выдвиженкой «Батькивщины», тогда как Магера в свое время был предложен в состав ЦИК «Нашей Украиной».
Поэтому вполне вероятно, что политические торги вокруг назначения членов ЦИК продлятся еще не одну неделю. Стоит также напомнить, что полномочия еще одного члена комиссии – Александра Осадчука (квота «Блока Литвина») – истекают в феврале 2017 года. Поэтому не исключено, что вероятный кандидат, который придет ему на смену, также станет объектом для переговоров среди фракций нынешнего парламента.
Возможно, сам процесс переговоров о назначении новых членов ЦИК может сыграть на руку пропрезидентской команде. Ведь пока не будет необходимого количества голосов за новый состав, старые члены комиссии никуда не денутся, ведь продолжается подготовка к внеочередным выборам нардепов в 7 мажоритарных округах. Если старых членов уволят и не назначат новых, выборы будут сорваны. Поэтому ради такой мотивации нынешний состав ЦИК может просуществовать как минимум до конца июля.
Эксклюзивные обстоятельства
Большинство экспертов указывают, что заявленные новые кандидаты в члены ЦИК являются опытными юристами и специалистами в области избирательного законодательства. «Обзор потенциального состава свидетельствует о том, что новые члены не являются новыми в вопросах выборов, законотворчества или же права, и проблем в организации выборов даже в ходе кампаний, которые уже начались, у них не должно быть», – считает координатор парламентских и избирательных программ гражданской сети «ОПОРА» и участница политической подгруппы Трехсторонней контактной группы по вопросам Донбасса Ольга Айвазовская. Положительно оценили кандидатов и юристы в депутатском корпусе «БПП». «Большинство из этих кандидатур обсуждались в экспертной среде. Есть достаточно толковые люди и специалисты, которые являются экспертами в избирательном праве», – отметил нардеп Валерий Карпунцов в эфире одного из телеканалов.
«Знаю многих из предлагаемых кандидатур. По совместной работе по организации выборов, подготовке избирательного законодательства хотела бы поддержать Евгения Радченко, Аллу Басалаеву, Ольгу Желтову. Они специалисты! Имеют опыт работы с обеспечением избирательных кампаний адвокаты Олег Конопольский и Светлана Кустова, которые были всегда на выборах с «оранжевыми командами», в том числе и нынешнего Президента. Имеет научную специальность в области конституционного права Ольга Лотюк», – отметила председатель правления Общественного объединения «За демократию через право», заместитель председателя Союза юристов Украины Марина Ставнийчук.
Впрочем длительный процесс назначения новых членов ЦИК, а самое главное – поиск наиболее оптимальной кандидатуры ее руководителя – имеет еще одну важную составляющую.
Именно новому составу Центральной избирательной комиссии, скорее всего, придется заниматься назначением и обработкой результатов выборов на Донбассе. То, что в АП уже ведут активную подготовительную информационную работу с населением по проведению подобных выборов, не вызывает никаких сомнений.
Ситуация с освобождением Надежды Савченко и постепенным процессом возвращения украинских узников из плена репрессивной машины Кремля, участие Виктора Медведчука в возвращении Савченко и других пленных, а также последующие заявления уже освобожденной летчицы о необходимости налаживания прямого диалога с главарями «ДНР» и «ЛНР» по проведению выборов как этапа по легитимизации украинской власти на оккупированных территориях Донбасса свидетельствует о существовании определенных договоренностей на высшем уровне.
Речь идет о выполнении Украиной ряда пунктов Минских договоренностей, среди которых и окончательное внесение изменений в Конституцию в части предоставления особого статуса Донецкой и Луганской областям, и принятие законов об особом порядке управления Донбассом, о выборах на временно оккупированных территориях, об отказе Киева от преследования участников событий на Донбассе и провозглашения амнистии для осужденных.
В перечень конкретных действий, который уже успели окрестить и «планом Медведчука», и «планом Савченко», и «планом Савченко-Медведчука», большая роль отведена и новому составу Центральной избирательной комиссии.
И именно в этом вопросе власть во главе с Президентом предстала перед большой дилеммой: с одной стороны, ЦИК – не просто технический орган по проведению выборов, это еще и своеобразный «политический арбитр» в спорных вопросах. Поэтому общество должно полностью доверять авторитету членов Центральной избирательной комиссии. С другой стороны, в случае проведения выборов на Донбассе власти очень кстати придется «удобный формат» нового состава ЦИК, который в случае непредвиденных ситуаций смог бы вовремя легитимизировать определенные действия в необходимом ключе.
Проблема с подходом к назначению нового состава ЦИК уже давно является заложницей так называемого квотного принципа партийного распределения, от которого следовало бы избавиться. Именно политико-партийное представительство в ЦИК может изрядно навредить обществу и на этот раз, ведь на двух участников парламентской коалиции приходится сразу 9 членов ЦИК. Вероятно, глава комиссии также будет близок к интересам пропрезидентской политической силы. Поэтому, учитывая этот факт, согласие 10 членов ЦИК будет вполне достаточным основанием для принятия любых решений в избирательном процессе. Главный вопрос в этом контексте возникает относительно судьбы политического союза и дальнейших отношений между «БПП» и «НФ». Пока Петр Порошенко сохраняет лидирующие позиции в рейтингах на президентский пост, а уровень поддержки Арсения Яценюка находится в пределах статистической погрешности, подобный расклад сил в ЦИК их вполне устраивает. Пока что.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS
и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»