Коллапс или взрыв: сможет ли власть справиться с растущей социальной напряженностью?

Читати українською
Александр Радчукполитолог

В новейшей истории Украины произошло как минимум 3 масштабных акции общественного сопротивления действиям власти, что привело к существенным изменениям в политическом развитии государства. Ежедневно в столице и в регионах происходят десятки акций протеста различной направленности и масштабов. Политические партии и их лидеры часто используют общественные настроения недовольства теми или иными действиями власти и для повышения собственных рейтингов устраивают различные акции протеста.

Стоит отметить, что ни один масштабный протест украинцев, который в дальнейшем завершился революционными изменениями в обществе, не имел под собой именно экономических предпосылок. Майдан-2004-2005, как и Революция Достоинства 2013-2014, были реакцией на действия властей в политической плоскости. В первом случае причиной стали фальсификации результатов президентских выборов, во втором – отказ подписывать Соглашение об ассоциации с ЕС. И в то же время ни разу именно уровень жизни и экономические затруднения не становились главными факторами протестных настроений украинских граждан. Ни «налоговый Майдан» в 2010-м, ни «валютный Майдан» в 2014-м, ни «тарифный Майдан» в 2015-м не были поддержаны широкими слоями общества, что исключило любое дальнейшее углубление революционных процессов.

Как вырастут тарифы после повышения Кабмином цены на газ?Правительство Украины 27 апреля 2016 года установило единую цену на природный газ для всех категорий потребителей, тем самым осуществив давнюю мечту отказаться от перекрестного субсидирования в экономке страны.

Эксперты называют разные причины такого отношения украинцев к экономическим проблемам: одни считают, что среди большинства слоев граждан до сих пор сильны патерналистские настроения и отсутствует понимание сути экономических процессов, другие связывают такое положение вещей с отсутствием интегрирующих, вертикальных структур и связей между различными заинтересованными группами граждан. Профсоюзное движение уже давно традиционно ориентируется на действия власти, а политические партии руководствуются только ситуативным электоральным интересом. Союзы, объединения, общественные организации по интересам – все еще слабые игроки в отечественной политической жизни. Первым предвестником подобной интеграции общества «снизу» может быть волонтерское движение, но сейчас оно несколько ослабилось, имеет четкую направленность конкретно на военную сферу, а его лидеры не ставили цели создавать институциональную сеть для возможного «похода в большую политику».

Правда, уже в конце этого года аналитики и социологи предсказывают существенное усиление общественного недовольства как раз на фоне экономических факторов. Падение уровня жизни вместе с ростом коммунальных тарифов, цен и уменьшением покупательной способности может привести к неконтролируемым последствиям. Однако есть и другое мнение: украинцы скорее согласны на «молчаливый протест», который может постепенно привести к кризису неплатежей, отсутствию налоговых поступлений, и как следствие – к коллапсу экономики.

Протестное предчувствие

В послереволюционный период и до декабря 2015 года протестные настроения украинцев выросли незначительно. Так, осенью прошлого года, по данным социологической группы «Рейтинг», 53% украинцев были готовы на протест из-за ухудшения жизни. Этот показатель был на 3% больше, чем в декабре 2013 года, перед событиями Евромайдана. В свою очередь, 28% опрошенных считали, что ради сохранения порядка в стране стоит потерпеть.

Уже в декабре 2015 года, по данным социологического опроса, проведенного КМИС и фондом «Демократические инициативы» им. И. Кучерива, 38% опрошенных считали, что массовые протесты в ближайшее время маловероятны, а 20% вообще были уверены, что протестов не будет.

В Минэкономики пояснили, как формируется тариф на газ по единой ценеМинистерство экономического развития и торговли опубликовало разъяснение относительно постановления Кабинета министров Украины «О внесении изменений в постановление Кабинета министров Украины №758 от 1 октября 2015 года».

В целом, около трети украинцев согласны терпеть экономические тяготы. Так, по последним данным опроса Центра Разумкова, более 33% опрошенных граждан готовы еще не более года переживать тяжелую экономическую ситуацию лишь при условии успешной реализации реформ. В то же время 29% респондентов категорически не согласны с такой позицией, ведь уже сейчас находятся в крайне тяжелом материальном положении.

Именно граждане, которые не удовлетворены действиями власти и все экономические проблемы привыкли связывать именно с ней, станут основным объектом для политических спекуляций и будут готовы соблазниться очередными призывами к восстановлению социальной справедливости. Тем более что в этом году как раз экономических факторов, которые будут влиять на кошелек рядового украинца, накопилось более чем достаточно.

Например, согласно данным опроса социологической группы «Рейтинг», проведенного в апреле этого года, среди трех крупнейших факторов, которые волнуют украинцев, – военные действия на Донбассе (57%), коррупция в государственных органах (45%) и безработица (30%). Остальные экономические проблемы, которые беспокоят граждан, – низкий уровень производства, контроль над уровнем цен, падение курса гривны – расположились ниже по списку.

Похоже, что уже осенью именно экономические факторы станут основным «возбудителями» социальной напряженности и возможных акций протеста. Среди них такие факторы:

  1. Рост тарифов. Только за прошлый 2015 год украинцы пережили существенное повышение цен на энергоресурсы (тарифы на газ для населения выросли почти в четыре раза, на теплоснабжение в полтора раза – на 66%, а с 1 марта выросли тарифы на электроэнергию). Правительство Владимир Гройсмана, едва придя к власти, сообщило о существенном повышении цен на газ для населения: начиная с мая конечная цена будет составлять 6879 грн за тысячу кубометров. К концу года также еще раз вырастут тарифы на электроэнергию. Как и прогнозировали эксперты, такое подорожание ресурсов привело к повышению тарифов на тепло и горячую воду сразу на 80%. Если сейчас средняя стоимость горячей воды по Украине составляет около 40 гривен, то после повышения цен на газ тариф может составлять от 72 до 100 грн за 1 кубометр теплой воды.

Именно рост коммунальных платежей может стать наиболее взрывоопасным фактором для власти. И этим непременно воспользуются политические оппоненты. Кроме того, существует еще одна опасность: украинцы, может, и не выйдут на протесты, но платить по таким тарифам им будет просто нечем, а это может привести к коллапсу всей системы ЖКХ в стране.

К тому же, подобными настроениями украинцев могут воспользоваться и за рубежом. Подобный прецедент произошел в прошлом году в Армении, когда значительное подорожание тарифов на электроэнергию привело к массовым беспорядкам на улицах Еревана. А поскольку Армения полностью зависит от поставок электричества из России, кризис удалось решить только после соответствующих переговоров с Москвой.

  1. Рост цен и инфляция. Экономисты констатируют за последний год рост потребительских цен на все группы товаров. В годовом измерении уровень инфляции в феврале 2016 года составил 32,7%. Правда, по другим подсчетам экспертов, инфляция в 2015 году составляла более 50%. Больше всего в течение года увеличилась плата за жилье, воду, электроэнергию, газ – в 2 раза. Цены на продукты питания и безалкогольные напитки за год выросли на 32,7%, на одежду и обувь – на 26,1%, бытовую технику – на 24,3%. В целом, даже в самые трудные периоды, когда на полках ощущался дефицит товаров, а в стране происходила галопирующая инфляция, украинцы не были склонны воспринимать данный фактор как призыв к акциям протестов. И все же он является существенным катализатором общественного недовольства действиями власти.

  2. Девальвация гривны. Само по себе обесценивание гривны является мощным фактором для очередного роста цен и несоответствия доходов украинцев их обычным жизненным потребностям. На фоне низких зарплат дальнейшая девальвация гривны может привести к скрытым протестным действиям – «тенизации» экономики, трудовой эмиграции и т. п. В любом случае, правительство ожидает если не скачкообразного, то постепенного ослабления национальной валюты: так, по прогнозам НБУ, в 2017 году, по оптимистическому сценарию, среднегодовой курс будет составлять 27,2 грн/долл.

Еще несколько важных факторов углубления общественного беспокойства имеют политическое происхождение. Среди них – ситуация на Донбассе, коррупционные скандалы и провал в проведении реформ. Что касается Донбасса и войны с Россией, то эта проблема имеет сразу два вектора угроз – внутренний и внешний. Среди прочего, одной из внутренних угроз является тема необходимости постоянной ротации войск в зоне АТО и связанного с этим процессом объявления следующих волн мобилизации.

Розенко о новых коммунальных тарифах: субсидий хватит всемРозенко заверил, что государство сможет обеспечить субсидиями всех, кому будет сложно рассчитываться за коммунальные услуги.

Отсутствие прогресса в коррупционных делах против чиновников режима экс-президента Виктора Януковича, постоянные скандалы вокруг действующих политиков и длительная задержка с назначением нового генпрокурора откровенно разочаровывают украинцев в возможности достичь справедливости законными методами. Еще большую депрессию навевает саботаж или отсутствие прогресса в реформах. Особенно провальными оказались судебная и медицинская реформы, неубедительно выглядят и действия властей в отношении налоговой реформы и процесса децентрализации.

Спустить пар

И Кабмину, и Президенту справиться с такими вызовами будет непросто. Тем более, что все имеющиеся компенсаторы тяжелого экономического положения в основном лежат в политической плоскости. Например, анонсированное Минсоцполитики увеличение социальных стандартов на 12% в этом году никак не поможет рядовому украинцу справиться с растущими ценами, тарифами, девальвацией и инфляцией.

Что же может предложить власть, чтобы хоть как-то «спустить пар»?

  1. Безвизовый режим с ЕС. Решение о нем теперь полностью зависит от европейских политиков. Ориентировочно уже с августа этого года украинцы могут получить возможность путешествовать и посещать страны Шенгенской зоны без виз.

  2. Прекращение военных действий на Донбассе. Новость о мире однозначно способствовала бы общему подъему в обществе и позволила бы все силы государства и его граждан сконцентрировать на борьбе с кризисными явлениями в экономике. Правда, даже при самых благоприятных обстоятельствах украинские власти имеет слишком мало рычагов влияния для решения проблемы Донбасса в пользу национальных интересов.

  3. Субсидии. В случае неспособности украинцев платить по новым тарифам, чтобы уберечь страну от коммунального коллапса, властям придется обращаться к международным кредиторам с просьбой пересмотреть условия предоставления траншей. По мнению политических экспертов, предоставление субсидий населению – единственная возможность хоть как-то снизить градус социального напряжения и одновременно сохранить хорошее реноме перед Международным валютным фондом.

  4. Выборы. Речь, прежде всего, идет о досрочных парламентских выборах. В случае роста социальной напряженности они могут стать единственным выходом из ситуации. Правда, выборы не решат экономических проблем, однако снова восстановят доверие к институтам власти, а значит, дадут время для дальнейших непопулярных действий. Однако на этом пути возникает и следующая проблема: те политические силы, которые получат большинство мандатов в следующей Верховной Раде, скорее всего, будут иметь свой особый взгляд на реформирование страны.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: