Борьба с коррупцией: взяток меньше не стало, а их размеры только растут

Читати українською
Судебные инстанции являются ключевым звеном в сохранении коррупции в Украине на высоком уровне. Судьи часто избегают наказания.

Несмотря на победные реляции украинских властей в деле борьбы с коррупцией, взяточничество по-прежнему процветает – суды и правоохранители не проявляют рвения в наказании коррупционеров.

Об этом говорится в результатах исследования «Как суды наказывают взяточников при новой власти?» от Тransparency International Украина и интернет-издания о судебных спорах «Первая инстанция», сообщает «Слово и Дело».

По результатам исследования более тысячи уголовных дел по антикоррупционным статьям УК, которые были открыты в 2014-2015 гг., сделаны неутешительные выводы.

Взяточничество не уменьшилось, а возросло

В исследовании отмечается, что средний размер взяток вырос с 30 тыс. грн (порядка 3 тыс. евро) в 2015 году до 40 тыс. грн в 2015 году. Всего в 2015 году было зафиксировано взяток на 19 млн грн (около 630 тыс. евро), что на 3 млн грн больше, чем в 2014-м.

«Это можно частично объяснить повышением курса доллара. Коррупционеры поднимают расценки на свои услуги», – говорит редактор «Первой инстанции» Федор Грищук.

В то же время средняя сумма штрафа по коррупционным деяниям осталась прежней – 17 тыс. грн или 590 евро, что гораздо ниже среднего размера взятки по стране. Более того, размер наложенного штрафа не зависит от размера полученной взятки. Таким образом, меньше всего рискуют те, кто берет взятку максимального размера.

«Средний размер взятки, получение которой не смогли доказать в суде, составляет 90 тысяч гривен. Чем больше размер взятки, тем больше шансов на безнаказанность», – отметила аналитик Тransparency International Украина Ирина Рыбакова.

Лояльность к коррупционным деяниям

Авторы исследования отмечают, что наказание за коррупционные дела являются не самыми серьезными в рамках предусмотренных законодательством. Так, средний срок заключения за коррупцию составляет порядка пяти лет, хотя Уголовный кодекс Украины предусматривает максимальный срок до 12 лет лишения свободы. Этот срок за два последних года не получил никто.

Топ-10 украинских чиновников, арестованных за взятки«Слово и Дело» подготовило список из десяти самых громких коррупционных арестов украинских чиновников в 2015 году.

«Еще одним популярным механизмом смягчения наказания взяточников стала переквалификация их действий на менее строгие статьи о мошенничестве или злоупотреблении властью», – сказал Грищук.

Одной из больших проблем является то, что украинские судьи не видят в получении неправомерной выгоды большого зла. «В делах о коррупции оправдательные приговоры выносятся по каждому десятому делу. Это означает, что и следователи, и прокуроры, и судьи используют возможности Уголовно-процессуального кодекса для манипулирования коррупционными делами», – считает эксперт Центра политико-правовых реформ Александр Банчук.

К позитивным изменениям Банчук относит заметный рост активности правоохранительных органов с началом работы Национального антикоррупционного бюро Украины.

«Судья в законе»

Судебные инстанции являются ключевым звеном в сохранении коррупции в Украине на высоком уровне. «Больше всего мешает эффективно бороться с коррупцией в судебных органах невозможность задержания судей и взятия их под стражу», – говорит начальник отдела по работе с особыми активами юридического управления НАБУ Александр Майстренко. По его словам, это часто дает судьям возможность вообще избежать наказания или свести на нет результаты уголовного производства.

Однако выход есть. Для того, чтобы выйти на более качественный уровень, нужно завершить реформу антикоррупционной юстиции в Украине. «Сейчас с этой целью разрабатывается проект создания антикоррупционного суда, который бы рассматривал расследуемые НАБУ дела», – говорит зампредседателя правления Центра политико-правовых реформ Роман Куйбида.

Если в Украине будет проявлена политическая воля, то уже через год этот судебный орган начнет свою работу в полную силу.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: