Выполнение коалиционного соглашения: почему украинцы не чувствуют изменений к лучшему?

Читати українською
Александр Радчукполитолог

В украинской политике даже записанные на бумаге и подписанные участниками договоренностей обещания не всегда означают их беспрекословное выполнение. Новым символом разочарования и утраченных надежд уже стало нынешнее коалиционное соглашение. Похоже, его текст - это пока единственное доказательство того, что условное большинство в парламенте 8-го созыва таки существовало.

О том, что коалиционное соглашение является скорее политическим, а не юридическим документом, еще во время его подписания в ноябре 2014 года предупреждали эксперты. Впрочем, украинцев вполне можно понять: на этот документ возлагались большие надежды, а Кабмин во главе с Арсением Яценюком обещал взять пункты соглашения за основу реформирования страны.

В принципе, коалиционное соглашение должно стать этакой «дорожной картой» выполнения определенного плана действий, который должны соблюдать и народные депутаты, и правительство. Однако еще в конце 2015 года стало совершенно очевидно: ни один из политических игроков еще в начале подписания коалиционного соглашения не планировал брать на себя ответственность за невыполнение его положений.

Сейчас, когда парламентское большинство переживает не лучшие времена, его ряды покинули 3 фракции из 5, выполнение пунктов коалиционного соглашения отошло на второй план. Кабмин также пытается снять с себя ответственность, декларируя необходимость пересмотра дальнейшего плана действий по реформированию страны.

Эксперт назвал судебную реформу в рамках коалиционного соглашения «макулатурой»Как народным депутатам Украины удалось достичь реформирования судебной системы в рамках коалиционного соглашения?

Анализируя выполнение коалиционного соглашения, эксперты «Слова и Дела» пришли к неоднозначным выводам: с одной стороны, имеем декларативные успехи по выполнению определенных пунктов, с другой - отсутствие реальных изменений в обществе. По некоторым направлениям и отраслям пункты коалиционного соглашения можно даже считать выполненными на 100%. Однако это вовсе не означает, что законодательное выполнение определенных обязательств привело к существенным реформам в отдельных отраслях. И уж точно не решило самых серьезных общественно-политических и экономических проблем. Отсутствие критериев оценки и ощутимых для каждого украинца целей - основные недостатки коалиционного соглашения.

Затерявшиеся в сроках

Как политики придерживаются коалиционного соглашения? Антикоррупционный блок«Слово и Дело» исследовало, как члены парламентского большинства придерживаются пунктов коалиционного соглашения, и выяснило, что весь антикоррупционный блок, по крайней мере номинально, выполняется.

Ярким свидетельством противоречий в оценке выполнения пунктов коалиционного соглашения является раздел об обновлении власти и антикоррупционной реформе. Несмотря на то, что сроки реализации всех семи основных пунктов были фактически сорваны (они датировались 1-2 кварталами 2015 года), состояние их выполнения эксперты «Слово и дело» оптимистично оценили в 100%. Действительно, если брать за основу запуск тех или иных институтов и принятие соответствующего законодательства, не без сложностей, но все пункты данного раздела таки были выполнены. Например, была обеспечена деятельность Национального антикоррупционного бюро Украины, создано Нацагентство по предотвращению коррупции, внесены изменения в законодательство относительно прозрачности финансирования партий и избирательных кампаний и т. д. А что же имеем на практике?

Покажем на одном реальном примере. «Мы берем под контроль расследование преступлений, совершенных во время Революции Достоинства, в том числе расстрелов 18-21 февраля 2014 года, привлечение к ответственности исполнителей и заказчиков. Мы определяем эту задачу приоритетной для руководителей органов правопорядка и Генеральной прокуратуры», - говорится в преамбуле к коалиционному соглашению, подписанному 5-ю парламентскими фракциями осенью 2014 года. За 2 года никаких изменений в этом направлении не произошло - а расследование преступлений, совершенных против активистов Евромайдана - одно из ключевых обязательств, которое брало на себя новая власть. Поэтому формальное выполнение всех пунктов в направлении реализации реформы правоохранительной системы не выдерживает никакой критики.

Как политики избирательные законы меняли. Анализ коалиционного соглашения«Слово и Дело продолжает анализировать состояние выполнения коалиционного соглашения, на этот раз объектом внимания стало изменение избирательного законодательства, которое по большинству пунктов, по крайней мере формально, выполнено.

Еще один пример - реформа избирательного законодательства. Несмотря на формальное выполнение большинства пунктов коалиционного соглашения в данной сфере, ключевой - изменение избирательной системы со смешанной на пропорциональную с открытыми списками - за 2 года не продвинулся ни на шаг. В Верховной Раде зарегистрированы 3 законопроекта об изменениях в закон «О выборах народных депутатов», однако ни один из них так и не был рассмотрен. Более того, в каждом из предложенных законопроектов свое видение реализации так называемых «открытых списков», что непременно станет камнем преткновения и длительных политических торгов во время голосования.

И таких примеров слишком много. В той же преамбуле соглашения речь идет об отмене депутатской неприкосновенности, чего до сих пор, за 2 года существования нового парламента, так и не было сделано. Это еще раз позволяет сказать, что, несмотря на формальное выполнение определенных пунктов коалиционного соглашения, серьезные изменения так и не происходят. Это касается и отсутствия сроков реализации конституционной реформы, и значительной задержки с изменениями в судебной системе.

Конституционная реформа «зависла» на неопределенное время – СолонтайВыполнение одного из основных пунктов коалиционного соглашения, а именно проведения конституционной реформы в Украине, отложили на неопределенный срок.

В общем, оценить реальное состояние и своевременность выполнения указанных в соглашении обязательств и Верховной Радой, Президентом, Кабмином и исполнительными органами, опираясь только на один ее текст, практически невозможно. Отсутствует и единый подход в определении терминов: 143 из 517 положений коалиционного соглашения вообще не имеют временных ограничений в отношении своего выполнения. Не были выполнены 69 обязательств из 137, которые были запланированы в 2015 году. То есть выполнение большинства пунктов, которые имели четкую привязку к определенным временным срокам, не были соблюдены. Стоит ли надеяться, что другие пункты коалиционного соглашения будут хотя бы вовремя выполнены, становится все более риторическим вопросом.

Политические договоренности без правовых последствий

Почему же невыполнение пунктов коалиционного соглашения не влечет за собой никаких юридических последствий? Например, ту же отставку правительства? Прежде всего, потому что никакой юридической силы подобный документ не имеет, это действительно только декларация о политических намерениях.

Например, для того, чтобы реализовать норму об отставке Кабмина в случае невыполнения или неудовлетворительного выполнения коалиционного соглашения, депутатам вместо популизма нужно было бы внести соответствующие изменения в закон «О Кабинете министров Украины». О том, что никаких правовых последствий невыполнение пунктов коалиционного соглашения за собой не несет, хорошо знает глава правительства. Красноречивым является тот факт, что вместе с подписанием соглашения был согласован еще один документ - Программа деятельности Кабинета министров.

Тимочко: коалиционное соглашение – бесперспективный документПо словам Тимочко, коалиционное соглашение не является непосредственным юридическим документом, обязательным для выполнения.

Однако правительство под руководством Арсения Яценюка в течение почти полугода не решалось утвердить План выполнения коалиционного соглашения. То есть как раз ту «дорожную карту», согласно которой депутаты большинства могли бы оценивать качество выполнения взятых на себя политических обязательств Кабмином после подписания коалиционного соглашения. «Коалиционное соглашение не является юридическим правовым документом, в связи с чем договор нельзя считать документом о развитии страны. Кроме того, оно никоим образом не заменит стратегическую программу правительства по развитию государства», - отметила председатель ОО «Всеукраинская экологическая лига» Татьяна Тимочко во время обсуждения состояния выполнения коалиционного соглашения.

Еще одним существенным недостатком документа является отсутствие ответственных за реализацию пунктов соглашения. Также в нем не предусмотрен механизм и критерии устранения тех чиновников, которые не справились со своими задачами. Неоднородным является участие депутатских фракций в разработке законодательных актов для реализации пунктов коалиционного соглашения: так, фракции «БПП» и «Народного фронта» приняли участие в создании 77% всех законодательных инициатив. Остальные участники парламентского большинства - «Самопомощь», «Батькивщина» и «РПЛ» – становились инициаторами или приобщались к разработке законопроектов в 10-23% случаев.

Как парламентарии придерживаются коалиционного соглашения? Конституционная реформаНесмотря на то, что в Украине продолжаются экономический, правительственный и парламентский кризисы, потуги в направлении конституционной реформы все же есть.

И уже почти издевательством над избирателями является одно из последних заявлений премьер-министра Арсения Яценюка, который отметил необходимость пересмотра коалиционного соглашения. «Я выступаю за обновление коалиционного соглашения. Из политического манифеста соглашение должно быть превращено в политически и юридически обязывающий документ, с четким графиком работы и последовательностью шагов», - заявил нынешний глава правительства. Оказывается, за 2 года работы Арсений Петрович вовсе не замечал декларативной сути соглашения, отсутствия четких сроков и ответственных за ход ее выполнения?

Приходится констатировать неутешительные реалии: коалиционное соглашение не стало ни программным документом для реализации реформ, ни планом действий или эффективным политическим инструментом для установления ответственных за провалы во внедрении изменений в стране. К сожалению, пока что основным критерием оценки выполнения коалиционного соглашения остается голосование украинцев во время следующих выборов в парламент.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS

и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»
Поделиться: