Без прогресса: почему власть медлит с возвращением коррупционных активов бывших чиновников?

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Противостояние внутри власти выходит на новый уровень. Все чаще политические амбиции становятся препятствием на пути к выполнению ключевых обещаний, которые нынешние политики произносили еще во время событий Революции Достоинства. В частности, речь идет о возвращении коррупционных активов, присвоенных предыдущей властью. При этом данный вопрос касается не только собственности и денег на банковских счетах за рубежом, но и возвращения украденного внутри страны.

Движение с мертвой точки в данном вопросе власть должна начать уже в этом году, ведь от этого процесса будет зависеть и получение долгожданного безвизового режима с ЕС. Кроме того, влияние эффективной работы нардепов, правительства и Президента почувствует каждый украинец, ведь возвращение около 40 млрд грн коррупционных средств заложено в Госбюджете на 2016 год.

Однако процесс только набирает обороты: на пути к конструктивной работе по возврату активов стали политические торги между пропрезидентской и пропремьерской командами. В данном вопросе свои дивиденды рассчитывают получить и остальные политические силы, которые входят в коалиционное большинство. В то время, как юристы экс-чиновников времен президентства Виктора Януковича понемногу успешно возвращают накопленные нечестным путем состояния.

На войне как на войне

В начале недели премьер-министр Арсений Яценюк сообщил о своих ожиданиях от возвращения арестованных средств экс-президента Виктора Януковича и членов его команды. Мол, он полагается на эффективную работу правоохранительной и судебной системы в данном направлении. Глава правительства рассчитывает вернуть средства в объеме около 1,5 млрд долларов (около 40 млрд грн) в государственную казну для улучшения социальных стандартов и обеспечения армии. Действительно, это более чем благородная цель. «Эти средства находятся в Украине, на них уже наложен арест, однако нам надо завершить дело о фактической их конфискации, надо довести дело до суда. В течение 2016 года мы должны конфисковать эти средства», – отметил премьер, подчеркнув, что провел соответствующую встречу по данному вопросу с руководством ГПУ и НАБУ. «До сегодняшнего дня нет ни приговора, ни конфискации этих активов в пользу Государственного бюджета Украины. Уже в течение полутора лет приговора суда нет», – заявил о своем беспокойстве по данному вопросу Яценюк.

Украина не способна самостоятельно вернуть выведенные за границу миллиарды – экспертСпециалист поделился соображениями относительно информации, что Арсен Аваков создал управление по обеспечению возврата активов, полученных преступным путем.

В словах Яценюка чувствуются упреки в сторону пропрезидентской команды. Ничего удивительного, ведь неэффективность работы ГПУ в данном направлении уже давно связывают с провальной кадровой политикой ее руководителя Виктора Шокина, а значит, это автоматически бьет и по имиджу Президента. Тем более, что процесс возвращения и украинских, и иностранных коррупционных активов тесно связан с чувствительной для Главы государства темой – введением безвизового режима.

Действительно, почему уже арестованные коррупционные активы нельзя вернуть в собственность государства? Не все так просто, ведь для этого нужен соответствующий приговор суда, доказательства вины коррупционеров и четкая процедура конфискации имущества в пользу государства Украина. А вот для этого нужно ввести соответствующее законодательство. Именно в данном вопросе и лукавит премьер-министр, ведь четко знает, что соответствующие законопроекты требуют принятия в сессионном зале парламента. И без голосов пропремьерской фракции «Народного фронта» запустить процесс возвращения коррупционного имущества не удастся.

Об этом четко дали понять в «БПП». Речь идет о принятии изменений в законы о заочном правосудии и о спецконфискации. «Мы считаем, что необходимо проголосовать за закон о заочном правосудии. Это вопрос, ответа на который ждет все общество: когда начнется судебное разбирательство обвинения Янукович и его приспешников», – заявил глава фракции Юрий Луценко. Ранее внести поправки в закон о заочном правосудии парламентариев призвал и Петр Порошенко. Ведь отсутствие судебного рассмотрения дел по бывшим чиновникам позволяют им постепенно снимать с себя обвинения и бороться за свои пока «замороженные» активы за рубежом.

Требуют скорейшего внесения изменений законы о спецконфискации и аресте имущества, которые были приняты в ноябре 2015 года. Ведь благодаря пробелам, на которые ранее указывали эксперты, бывшим экс-чиновникам Януковича удается успешно возвращать свое имущество. Так, в конце прошлого года Печерский суд снял арест с имущества экс-министра экологии и природных ресурсов Николая Злочевского, вернув ему несколько коттеджей, земельный участок и элитный автомобиль Rolls-Royse. Суд решил вернуть имущество Злочевского по причине того, что ему так и не было вручено официальное подозрение непосредственно в руки. В своем решении судья руководствуется новым законом об аресте имущества, который требует наличия обоснованного подозрения о совершении правонарушения владельцем имущества. Ранее не смог доказать вины о незаконных прибылях экс-чиновника и суд в Англии, закрыв уголовное дело и разблокировав 23 млн долл.

А пока экс-чиновники успешно пользуются пробелами в законодательстве для возвращения награбленных активов, НАБУ продолжает производство по делу Злочевского. И без принятия соответствующего законодательства и изменений в законы об аресте и спецконфискации, осудить преступников заочно и конфисковать их имущество будет крайне трудно.

Понимая проблему, ни президентский «БПП», ни пропремьерский «НФ» не подали соответствующих законопроектов об изменениях в законы об аресте и спецконфискации имущества. Также не сделали этого пока ни Кабмин, ни Президент. А ведь в случае отсутствия прогресса в этом вопросе это усложнит работу и НАБУ, и недавно созданного Нацагентства по возврату активов. А значит, как минимум 40 млрд грн, утраченных из-за коррупции, могут так и остаться в собственности бывших чиновников. В конце концов, выглядит так, будто шум вокруг данного вопроса скорее поднят с целью политических торгов и измерения воздействий, чем для реального результата.

Время идет

Без вышеупомянутых механизмов созданному в декабре 2015 года Национальному агентству Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений, фактически приходится бездействовать. Его создание было одним из основных критериев реализации плана по визовой либерализации со странами ЕС. Однако запуск и эффективная работа Нацагентства – под большим вопросом.

В случае бездействия правоохранительных органов и судов Нацагентству по возврату активов фактически не будет чем заниматься. Сейчас идет подготовительный этап к началу работы ведомства: после принятия парламентом и подписания Президента, закон вступает в действие только с 11 июня 2016 года. Статус агентства предусматривает подотчетность Верховной Раде, однако контролирует и назначает главу ведомства Кабинет министров. Глава агентства назначается правительством на 5 лет после проведения соответствующего конкурса. Конкурсная комиссия является коллегиальным органом и состоит из трех представителей Верховной Рады, по одному – от Генпрокуратуры и НАБУ, Минюста, Госфинмониторинга и Минфина.

Закон о спецконфискации фактически блокирует восстановление Донбасса – экспертСпециалист поделился соображениями относительно того, что Верховная Рада проголосовала за создание Национального агентства по возврату активов.

Особенно трудно Нацагентству по возврату активов будет после полугодового «подготовительного периода». Ведь в то время, когда будут продолжаться следственные действия и судебные разбирательства дел, а депутаты будут терять время со внесением изменений в законодательство об аресте и спецконфискации, коррупционеры смогут переписать свое имущество на третьих лиц. На родственников, партнеров по бизнесу, передать в управление «посторонним» компаниям.

Показательным примером подобной коррупционной выгоды могут быть и вполне «законные», на первый взгляд, виды деятельности. Так, монопольный бизнес на производстве солнечной энергии братьев Клюевых – бывших особо приближенных политиков и чиновников семьи экс-президента Януковича – и после Революции Достоинства приносил прибыль благодаря государственным компенсациям по так называемому «зеленому тарифу».

Поэтому пока заявления главы правительства о возвращении 40 млрд грн коррупционных активов, на которые уже рассчитывают в Бюджете на 2016 год, выглядят слишком оптимистичными. Особенно, если учесть еще ряд этапов, которые будут предшествовать возвращению активов: это и создание базы данных конфискованного имущества, и его эффективное управление, и, наконец, прозрачная реализация по рыночным ценам. А пока за весь 2015 год в госказну было возвращено утраченных коррупционных активов на сумму около... 8 тысяч гривен. Зарубежные счета и собственность экс-чиновников времен Януковича, которых подозревают в коррупционных злоупотреблениях, до сих пор не арестованы, а только заблокированы. Так, в 2015 году Суд Европейского Союза уже снял санкции с ряда бывших соратников Виктора Януковича: бывшего заместителя главы президентской администрации Андрея Портнова, экс-руководителей СБУ Александра Якименко и Игоря Калинина, сына бывшего премьер-министра Алексея Азарова, экс-министра образования Дмитрия Табачника, а также погибшего младшего сына экс-президента, народного депутата VII созыва Виктора Януковича.

Эксперты же отмечают ряд других факторов, которые лишь оттягивают время возврата коррупционных активов. Прежде всего, это не доведенная до конца судебная реформа, а именно – лояльность определенной части судей к предыдущему руководству страны. В данном вопросе власть также действует со значительным опозданием. Поэтому перспективы возвращения коррупционных активов являются очень призрачными. Успехом можно будет считать открытие уголовных дел и арест имущества бывших чиновников. Если, конечно, помехами этим системным изменениям не станут очередные политические процессы – перевыборы в парламент, формирование нового правительства, или дальнейшая «пробуксовка» дел в правоохранительных органах.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело».

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: