Законопроекты ВР: обзор самых любопытных инициатив парламента

Верховная Рада Украины начинает новый политический сезон. Проанализировав повестку дня, эксперты аналитической группы «Левиафан» обнаружили ряд интересных законопроектов.

После длительного перерыва (а в последний раз в пленарном режиме народные депутаты работали еще 25 декабря 2015) Верховная Рада Украины начинает новый политический сезон. Проанализировав повестку дня на этой пленарной неделе, эксперты аналитической группы «Левиафан» обнаружили ряд интересных законопроектов.

Ожидаемо с повестки дня последней пленарной недели третьей сессии восьмого созыва убрана конституционная реформа в части децентрализации, а, следовательно, эта неделя пройдет без громких и чересчур резонансных законопроектов. Впрочем, по нашему мнению, следует обратить внимание на такие проекты законов, включенные в повестку дня на ближайшее время.

Дать статус участников боевых действий налоговикам

Проект закона о внесении изменений в некоторые законы Украины «Относительно гарантий социальной защиты некоторых категорий лиц из числа участников антитеррористической операции» (р. №3206) и проект постановления о внесении изменений в Постановление Верховной Рады Украины от 29.05.2014 № 1286-vии «Об обеспечении надлежащим медицинским обслуживанием военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава, которые получили ранения, контузии или иного повреждения здоровья при проведении антитеррористической операции на востоке Украины» авторства народного депутата Украины Олега Недавы (р. №3137). Согласно этим проектам, социальная защита участников АТО, а, соответственно, и статус участников боевых действий следует распространить и на работников налоговой милиции. По мнению Недавы, рядовой и руководящий состав налоговой милиции имеют право на социальную защиту, ведь постоянно «принимают меры для выявления, анализа и проверки финансовых операций, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма».

Отдельно следует отметить, что этот статус до сих пор не могут и, скорее всего, не получат участники добровольческих батальонов, которые в начале АТО использовались в военных операциях наравне с регулярнимы подразделениями ВСУ, в отличие от фискалов.

Наказать должностных лиц гривной

Группа депутатов во главе с депутатом Оксаной Продан предлагает ввести персональную материальную ответственность должностных лиц контролирующих органов (т. е. органов ГФС). Проект закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усиления ответственности должностных и служебных лиц контролирующих органов» (р. №1265) предлагает узаконить механизм, согласно которому вред, причиненный незаконными решениями, действиями или бездействием, возмещается за счет средств Государственного бюджета, предусмотренных для финансирования этого органа, независимо от вины этого лица. Государство в свою очередь получает право взыскать с этого должностного лица сумму, которая была выплачена из Бюджета в качестве возмещения в порядке регресса.

У этого законопроекта мало шансов быть принятым, поскольку он противоречит положениям Гражданского кодекса Украины (ч. 2 ст. 2, ст. 1174), по которому вред, причиненный физическому или юридическому лицу незаконными решениями, действиями или бездействием органа государственной власти, его должностного или должностного лица при осуществлении им своих полномочий, возмещается государством, а не «за счет средств Государственного бюджета, предусмотренных для финансирования этого органа», как это предусмотрено в законопроекте.

Инициатива по привлечению должностных лиц к личной ответственности за причиненный ущерб не является чем-то новым. В Верховной Раде прошлого созыва были аналогичные законопроекты авторства народных депутатов Фурсина, той же Продан и других.

Списать непонятно откуда взявшийся долг «Черноморнефтегаза»

Решили вспомнить депутаты и о «Черноморнефтегаз», о котором рядовые украинцы обычно помнят только благодаря пресловутым «вышкам Бойко». Сейчас народный депутат Игорь Насалик в своем проекте закона о мерах экономической стабилизации Государственного акционерного общества «Черноморнефтегаз» в связи с временной оккупацией территории Украины (стр. №2060) предлагает установить до 1 января 2017 года мораторий на взыскание задолженности с государственного акционерного общества «Черноморнефтегаз», а также списать предприятию налоговый долг, который по состоянию на 2 июня 2015 года составил более 115 млн грн, в том числе по налогу на прибыль – более 76 млн грн, по авансовым вкладам по налогу на прибыль – более 60 млн грн, по оплате за пользование недрами для добычи полезных ископаемых – более 47 млн ​​грн и за сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ – около 19 тыс. грн. Также нардепы предлагают установить, что условные проценты на суммы возвратной финансовой помощи, которая остается невозвращенной предприятием, за 2014 год не начисляются.

В то же время непонятным остается то, за какой период у предприятия возник налоговый долг, и каким образом Государственный бюджет должен компенсировать сумму недополученных поступлений. Отсутствие этих данных в пояснительной записке является нарушением закона Украины «О регламенте Верховной Рады Украины». Также невыясненным остается вопрос, о какой именно финансовой помощи говорится и какому субъекту она должна быть предоставлена. Что в свою очередь может повредить интересам других хозяйствующих субъектов.

Возможно, целью этого законопроекта является освобождение от уголовной ответственности руководителей АО «Черноморнефтегаз», на чьей совести лежит неуплата налогов в крупных размерах в бюджеты всех уровней. Вероятно, инициаторов законопроекта следует искать именно среди них.

России – ответственность, Украине – пенсионеры

Проект закона о внесении изменений в закон Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины» относительно совершенствования законодательства о временно оккупированных территориях (р. № 2004а) предлагает наконец признать неподконтрольную Киеву территорию на востоке Украины «оккупированной и соответственно распространить на нее положения закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины», что влечет за собой признание де-юре Украиной факта военной агрессии Российской Федерации со всеми правовыми последствиями.

С другой стороны, определяя сухопутную территорию отдельных районов, городов, поселков и сел Донецкой и Луганской областей, территориальные морские и внутренние воды оккупированными, Украина фактически берет на себя обязанности по выплате пенсий гражданам Украины, которые проживают на временно оккупированной территории и не получают пенсий и других социальных выплат от уполномоченных органов России (ч. 2 ст. 7 закона), что по сути противоречит риторике украинской власти, которая не раз четко отмечала невозможность выплаты пенсий и других социальных выплат на неподконтрольной Украине территории зоны АТО.

Также законопроект предлагает запретить въезд на временно оккупированную территорию и выезд с нее иностранцев и лиц без гражданства, сделает невозможным пересечение границы лицами с российским гражданством из Крыма. Очевидно, что это вызовет шквал критики со стороны международных правозащитных организаций, ведь эта норма может быть интерпретирована как существенно ущемляющая права и свободы.

Также следует обратить внимание, что закон предлагается дополнить ст. 10-1, которая запрещает перемещение товаров на временно оккупированную территорию или с нее, что фактически создает все правовые основания для полной блокады Крыма.

И главное: если сухопутную территорию отдельных районов, городов, поселков и сел Донецкой и Луганской областей, территориальные морские и внутренние воды Украины, прилегающие к этой территории признать оккупированной территорией, там невозможно будет провести любые выборы до момента полной деоккупации, согласно ч. 5 ст. 8 закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины». Что, хотя и может быть имплементировано в логику Минских договоренностей, но, скорее всего, приведет к негативной реакции как Российской Федерации, так и наших международных партнеров.

Отменить поправку Деркача-Мисика

Есть среди представленных на рассмотрение и проект закона №3755 авторства Вадима Денисенко («БПП») «О внесении изменений в закон Украины «О предотвращении коррупции» (касаемо работы электронной системы подачи и обнародования деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления)», подготовленный с тем, чтобы внедрить уже в 2016 году электронную систему подачи и обнародования деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления. Фактически проект отменяет позорную поправку, которая была протянута при рассмотрении Бюджета и которая отсрочивала электронное декларирование до 2017 года. Советуем неравнодушной общественности обратить внимание на то, кто действительно поддержит этот проект и проголосует за его включение в повестку дня сессии.

Вернуться к нормам «диктаторского закона»

Проект закона №3465 авторства Мустафы Найема, Светланы Залищук и Сергея Лещенко из «БПП» «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно неотвратимости наказания лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления)» предусматривает возможность проведения специального досудебного расследования и специального судебного производства (заочное расследование или судебное разбирательство) в отношении лиц, которые объявлены в розыск.

То есть предлагается возможность заочно, без присутствия человека, проводить досудебное рассмотрение дела в отношении него и осуждать его, опять-таки, без ее присутствия. Такая же норма содержалась и в «диктаторском законе» №3587, принятом 16 января 2014 года, но там был другой, более мягкий критерий и закон распространялся на более узкий круг лиц.

Вывозить мусор без вмешательства государства

Законопроект №1581д авторства депутатов-членов комитета по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства Алены Бабак («Самопомощь»), Дмитрия Андриевского, Петра Сабашука («БПП») «О жилищно-коммунальных услугах» разработан с целью урегулировать правовые и организационные отношения, связанные с предоставлением и потреблением жилищно-коммунальных услуг.

Документом предусматривается прекращение государственного регулирования цен на услуги по управлению многоквартирными домами. Определяется обязательным страхование гражданско-правовой ответственности управляющих многоквартирных домов за вред, причиненный общему имуществу. Управляющие домами назначаться исполнительными органами местных советов.

Кроме приведенного, определяется и перечень государственных социальных нормативов: предельная норма расходов на управление жильем и оплату коммунальных услуг в зависимости от получаемого дохода; социальная норма жилья и соцнормативы пользование коммунальными услугами, на оплату которых государство предоставляет льготы и устанавливает субсидии и т. д.

Таким образом, государство будет регулировать только основные тарифы – за воду, газ, свет. Услуги же дворников, обслуживание лифтов, обслуживание придомовой территории, вывоз мусора, охрана и т. п. Будут устанавливаться в соответствии с договором с управлением многоквартирного дома. На удивление, в законе практически отсутствуют коррупционные риски.

Амнистировать беременных и пенсионеров

Проект №2118 закона об амнистии братьев Виктора и Павла Балог, внесенный с целью уменьшения количества лиц, содержащихся в местах лишения свободы, и, как следствие, экономия бюджетных средств, расходуемых на содержание осужденных.

Предлагается амнистировать следующие категории (при условии совершения ими нетяжелых или средней тяжести преступлений): несовершеннолетние, беременные женщины, лица, у которых есть дети до 18 лет или дети-инвалиды, пенсионеры, участники боевых действий (в т. ч. АТО), лица, имеющие пожилых родителей, лица, отбывающие наказание в Донецкой и Луганской области и тому подобное.

Проект имеет несколько юридически недолгих норм, но это принципиально не влияет на его содержание. С большой вероятностью можно говорить об одобрении его парламентом и подпись Президентом, ведь это существенно сэкономит бюджетные средства и придаст политикам определенное количество сторонников из числа амнистированных.

Превратить местных депутатов в кнопкодавов

В резонансном законопроекте №3693 «О внесении изменений в закон Украины «О статусе депутатов местных советов (об отзыве депутатов местных советов)», поданном в соавторстве Юлии Тимошенко, Олега Ляшко, Олега Березюка и Юрия Луценко, парламентарии, будто прикрываясь благими намерениями, предлагают урегулировать вопрос отзыва депутатов местных советов как по народной инициативе, так и по инициативе партийных организаций, выдвигали этих депутатов. Однако предложенные документом правовые механизмы уже вызвали возмущение среди части общества с активной гражданской позицией.

Возможно несколько преждевременно, но вполне справедливо можно говорить, что положения этого документа не согласуются с Основным законом. Другими словами, являются неконституционными. А то, что он конце 2015 года было поддержан в стенах парламента в первом чтении, мягко говоря, вызывает неприятные эмоции и удивление. Однако к таким «новогодних сюрпризов» за последние несколько лет украинское общество уже наверное привык.

Нардепы предлагают дополнить законодательство о местных выборах правовыми нормами, которые дают право местным организациям партий, выдвинувших кандидатов, вносить предложения об отзыве избранных депутатов. Такие решения принимаются на собрании местных партийных организаций, от которых были выдвинуты депутаты, после чего будут передаваться в избирательные комиссии. Законопроект предусматривает, что данные решения будут окончательными и не смогут быть обжалованы в суде. Основанием для их принятия может служить широкий круг загальновизначених обстоятельств, среди которых, например, выход (исключение) депутата из фракции, голосование вопреки интересам фракции, несоответствие деятельности депутата целям и задачам партии.

Фактически законопроект направлен на создание условий для обеспечения возможности полного и тотального контроля за деятельностью депутатов местных советов, ограничения их свободы, воли, в широком смысле искажает идею местных советов, их депутатства и местного самоуправления, как конституционно задекларированного демократического института и одной из форм народовластия. Предложенные документом механизмы позволят исключить любого депутата за собственные взгляды на решение вопросов, отличающиеся от точки зрения депутатской фракции (фактически - партийного руководителя). Словом, местные депутаты станут простыми кнопкодавами, выполняющих волю партийного лидера. А неповиновение его решением вызовет мгновенное и безапелляционное лишение мандата. Кому это выгодно? Ответ на вопрос очевиден - лидерам крупных партий, местные организации которых получили представительство в советах всех уровней.

В развитых демократических странах с устоявшимися правовыми традициями неприемлема даже идея отзыва депутатов местных советов без голосования избирателей, то есть в порядке, отличном от процедуры их избрания.

Как видим, на повестке дня немало противоречивых законопроектов, а значит, пленарная неделя обещает быть горячей.

Николай Мельник, Сергей Назаренко (аналитическая группа «Левиафан»), специально для «Слово и Дело».