Страсти вокруг НАПК: почему чиновники боятся электронного декларирования?

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Мейнстрим прошлого года, а именно – борьба с коррупцией, плавно перетекает и в 2016-й. Главный вопрос: смогут ли созданные антикоррупционные органы наконец начать борьбу со злоупотреблениями и когда ожидать первых результатов? Напомним, в 2015 году было создано 6 специальных органов, которые будут заниматься расследованием коррупционных дел по различным вопросам: от злоупотреблений высших должностных лиц, до возвращения украденных активов.

Запуск работы антикоррупционных органов сопровождался постоянными скандалами. Один из самых громких - затягивание с избранием членов Национального агентства по предупреждению коррупции (НАПК). Одна из главных задач этого органа - проверка соответствия данных, указанных в декларациях чиновников, реальному уровню их жизни. Согласитесь, декларации - это настоящий клондайк для будущих антикоррупционных расследований.

Впрочем, полноценная работа НАПК все никак не стартует. И хотя создание и деятельность органа были одним из важных пунктов для Еврокомиссии в оценке выполнения Украиной Плана по визовой либерализации, в конце 2015 года на пути работы НАПК возник новый громкий скандал.

Электронное декларирование: подготовка затягивается

Доходы госслужащих будут декларироваться по-новомуСо следующего года будет введена электронная система декларирования доходов государственных служащих.

Уже в начале 2016 года в принятом Верховной Радой и подписанном Президентом Госбюджете «случайно» закралась поправка об отсрочке запуска системы электронной подачи деклараций чиновниками до 1 января 2017 года. Интриги ситуации придает то обстоятельство, что, по признаниям и нардепов, и чиновников, именно в правительственном варианте Госбюджета этой поправки не было. То есть «дополнение» появились уже на уровне парламента. Вскоре стало известно, что автором скандальной поправки был нардеп из группы «Воля народа» Андрей Деркач. Его коллеги по парламенту взялись за спасение ситуации: так, оперативно, 5 января в ВР был внесен и зарегистрирован законопроект №3755 касательно отмены скандальной поправки. Остается только гадать, когда нардепы займутся восстановлением справедливости, ведь законопроект только 11-12 января прибыл на рассмотрение соответствующих парламентских комитетов.

Новая система финансового контроля чиновников, одним из элементов которой является электронное декларирование доходов, по графику должна была длиться с 1 января по 1 апреля 2016 года. По оценкам экспертов, свои декларации для последующего анализа НАПК соответствия уровню жизни должны были подать более 1 миллиона чиновников разного уровня. Среди них - и высшие должностные лица, нардепы, судьи.

Однако есть еще один уровень противодействия – Министерство юстиции. Именно оно по распоряжению Кабмина должно было создать и «передать на баланс» НАПК «Единый государственный реестр деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления» до 1 января 2016 года. То есть именно тот инструмент, который должен был стать базой для работы НАПК с электронными декларациями. Поскольку этого сделано не было, чиновники могут подать свои декларации по старой процедуре. То есть в бумажном виде.

На войне с коррупцией. В каком состоянии находятся главные антикоррупционные органы Украины?Вопрос преодоления коррупции стал основным не только в контексте развития украинской экономики, но и, вполне возможно, в плане политического будущего нашей страны. Не зря же собранный накануне Нового года Саакашвили Антикоррупционный форум в Киеве вызвал такой общественный резонанс...

Чем опасна ситуация? Во-первых, такие обстоятельства не способствуют задекларированному курсу по борьбе с коррупцией. Во-вторых, значительно усложняют, если вообще не исключают работу НАПК в 2016 году. В-третьих, и это уже коснется не только чиновников, но и остальных граждан Украины, - может в очередной раз затормозить предоставления безвизового режима с ЕС. «Это может быть одним из факторов, который может осложнить введение безвизового режима, так как перед Украиной поставили пять задач, которые необходимо выполнить. В этой ситуации, учитывая европейскую бюрократию, если начало действия новой системы финансового контроля откладывается, то это может быть воспринято европейскими чиновниками как определенное нарушение договоренностей», - считает политолог Кость Бондаренко.

Эксперты отмечают еще ряд аспектов, связанных с техническими сложностями. Ведь все декларанты до того, как отчитываться, должны иметь сертифицированные электронные цифровые подписи и пройти процесс авторизации в системе Единого государственного реестра деклараций.

НАПК в полустатусе

Однако преграды с отсрочкой электронного декларирования для начала работы НАПК пока являются производными. На работу агентства в новом Бюджете-2016 уже предусмотрено 484 млн грн, из которых 391 млн - на государственное финансирование партий. Однако основная проблема для начала полноценной работы НАПК остается прежней - отсутствие полного состава.

Работа Нацагентства по вопросам предотвращения коррупции заблокирована – экспертСпециалист поделился соображениями относительно заяления представителей ЕС о том, что Украина затянула процесс создания Нацгентства по вопросам предотвращения коррупции.

Дело в том, что для начала функционирования агентства, которым руководит коллегиальный орган из 5 членов, было достаточно выбрать трех. Со скандалами и сложностями, которые продолжались более полугода, ими стали Виктор Чумак, Александр Скопич и Наталья Корчак. Впрочем, чтобы избрать председателя, нужен полный состав НАПК, то есть все 5 членов. «НАПК работает, хотя и не в штатном режиме, но нарабатывает всю внутреннюю документацию, подыскивает помещения, etc., чтобы во время Ч, в полном составе двинуться вперед», - отметил на своей странице в Facebook Виктор Чумак. Ситуация парадоксальная, ведь при условии фактического функционирования НАПК, без председателя агентства невозможно назначить работников аппарата, утвердить смету органа, подписывать решения НАПК. Например, по поводу того же самого введения в действие новой системы электронного декларирования, взять на баланс Единый государственный реестр декларирования и тому подобное. Европейский Союз в официальном комментарии уже отметил, что выбрать полный состав НАПК необходимо до 1 апреля 2016 года.

Но на последних заседаниях в декабре 2015 года комиссия так и не смогла выбрать еще двух членов НАПК. Ряд общественных организаций винит в таких действиях Кабмин. Мол, конкурсная комиссия, где большинство имели представители власти, «протянула» на руководящие должности близких к премьер-министру чиновников, проигнорировав кандидатов от общественности. Впрочем, ситуация, которая сложилась во время конкурса, является неоднозначной: среди членов конкурсной комиссии от общественности есть и такие, которые не согласны с подобной точкой зрения.

Форум партийной надежды: как борьба с коррупцией становится национальной идеейЦелью организации форума было не что иное, как формирование прототипа, моделирование некой политической силы. Нужно было определить уровень восприятия основных спикеров, желание людей объединяться вокруг идеи борьбы с коррупцией, уровень возможного привлечения средств.

Кроме того, проблемы могут возникнуть и с нынешним составом НАПК. Так, 30 декабря стало известно о коллективном иске экспертов «РПР» и одного из преподавателей НаУКМА в Окружной административный суд города Киева с требованием признать противоправным назначении заместителя председателя Национального агентства Украины по вопросам государственной службы Александра Скопича членом НАПК. Причина - конфликт интересов. Ведь за него проголосовал один из членов конкурсной комиссии - Константин Ващенко, который является непосредственным руководителем Скопича, а, следовательно, это прямое нарушение закона «О предотвращении коррупции».

Интересно то, что суд может принять решение о незаконности назначения Кабмином сразу 3-х членов НАПК, а не только в отношении Александра Скопича. Тогда конкурс нужно будет проводить еще раз - снова вопрос будет стоять об избрании полного состава агентства. Чисто теоретически можем констатировать, что в подобном случае начало работы НАПК отложится минимум на несколько месяцев. То есть до 1 апреля, как требует ЕС, можно и не успеть. Не хотелось бы проверять терпение европейских партнеров, однако в таком случае Украина снова предстанет перед вопросом очередной отсрочки долгожданного безвизового режима с ЕС.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: