Партии-сюрпризы: топ-5 политических неожиданностей местных выборов

Читати українською
По итогам местных выборов несколько политических партий доказали: попасть в политику можно не только с помощью известного бренда или больших денег.

Несколько политических партий во время последней избирательной кампании в местные советы доказали: попасть в политику можно не только с помощью известного бренда или денежных мешков. Так, среди партий-сюрпризов местных выборов есть и новички, и опытные политические игроки. У каждого из них – своя история успеха.

Впрочем, анализируя результат периода избирательной деятельности, приходится констатировать – акцент на «регионализацию» действительно срабатывает и имеет вполне реальное проявление в виде депутатских мандатов.

Выборы-2015: КПД украинских партий на местных выборах«Слово и Дело» решило проанализировать, какой процент выдвинутых партиями депутатов попали в местные советы. Информация по состоянию на 10:00 4 ноября.

Как правило, результат неожиданных побед партий-сюрпризов обусловлен двумя главными факторами:

ориентированность на избирателей именно своих «базовых» регионов, борьба за голоса жителей отдаленных районов, сел, городов. Именно к такому избирателю, как правило, не доезжают мощные политические игроки, которые работают в более густонаселенных регионах, надеясь, что остальные граждане будут ориентироваться на их известный партийный бренд. Впрочем, в отличие от других выборов, именно во время местных важно получить реальный непосредственный контакт с избирателем, ведь работать представителям партий придется не где-то в Киеве, а именно в своем регионе. Такой подход усиливает ответственность политиков и позволяет теснее общаться внутри громады;

использование оппозиционного потенциала. Сейчас в обществе растет уровень недовольства действиями власти, однако оппозиционное политическое направление настолько рассеяно, что это отличный шанс для новых или просто малоизвестных партийных проектов поработать над получением мандатов на местном уровне.

Еще одна причина успеха партий, которые получили высокий результат на местах без использования «раскрученных» партийных брендов – удачно проведенная организационная и кадровая работа. Кроме того, некоторым новым партиям помогло наличие мощного медийного и административного ресурсов.

Отправной точкой оценки эффективности избирательных кампаний партий-сюрпризов возьмем соотношение коэффициента полезного действия (количество полученных мандатов из общего количества выдвинутых кандидатов) ко времени существования партийных структур.

Безусловно, лидерами этого списка являются две партии – «Наш край» и «УКРОП». В обоих случаях имеем замечательный симбиоз успешной кадровой работы с максимально удачным сочетанием имеющихся административных и медийных ресурсов. Общая черта обоих партийных проектов – они начали активную фазу работы с избирателями летом этого года, всего за несколько месяцев до местных выборов.

Кого ведет на местные выборы «Наш край»?«Слово и Дело» выделило шесть ключевых кандидатов в мэры украинских городов от партии «Наш край», которые, по нашему мнению, вызывают особый интерес, учитывая собственные шансы и конкуренцию оппонентов.

Так, из 13 тысяч 507 кандидатов от партии «Наш край», координацию деятельности которой непублично связывают с Администрацией Президента и лично председателем Верховной Рады Владимиром Гройсманом, в местные советы были избраны более 3 тысяч депутатов (данные по состоянию на 4 ноября). По информации самих партийцев, за партию проголосовало более полумиллиона украинцев, а лучший результат политсила продемонстрировала в юго-восточных областях – Одесской, Николаевской, Херсонской, Запорожской. А на подконтрольной Украине части Донецкой области партия получила поддержку 20% граждан, которые голосовали за кандидатов в местные советы. Еще один сюрприз – почти 15% поддержки на Черниговщине. В общем, партийный проект в среднем по стране набрал 5,2% (от общего количества проголосовавших) поддержки избирателей. Что обеспечило такой успех проекта? Очевидно, была удачно выбрана избирательная стратегия - бренд позиционировал себя как партия мэров, а свое место в партии нашли бывшие влиятельные местные «регионалы». Таким образом, партия сумела использовать эффект новизны с серьезными финансовыми возможностями местных элит. К тому же, симптоматично, что действия самой партии и ее лидеров не критиковали в «БПП «Солидарность», что еще раз косвенно свидетельствует о существовании «пакта о ненападении» и определенных договоренностей. Окончательно в этом можно будет убедиться уже на первых сессиях местных советов, когда «Наш край» будет выбирать себе политических союзников.

В «УКРОПе» готовят заявления в международные органы о политическом преследованииНардеп Виталий Куприй заявил, что партия «УКРОП» готовит обращения в международные органы о политическом преследовании.

А вот другой участник предвыборной гонки – партия соратников бизнесмена Игоря Коломойского «УКРОП» – почувствовала на себе всю силу критики пропрезидентской команды. Впрочем, это не помешало политсиле за 5 месяцев достичь хорошего результата и получить более 700 мандатов в местных советах по всей Украине. Эффективной работу партии назвать сложно, ведь на съезде она также выдвинула более 13 тысяч кандидатов. Впрочем, в Днепропетровском и Волынском областных советах фракции «УКРОПа» будут наибольшими, а значит, другим политическим игрокам придется с этим считаться. В общем партия получила 7,3% голосов избирателей по всей стране и стала одним из лидеров по показателю лучшего электорального роста. «УКРОП», конечно, имел в своем арсенале мощное оружие - весь медийный ресурс группы Игоря Коломойского. Если к этому еще добавить и засилье наружной рекламы, то следует констатировать: кампания политсилы была одной из самых дорогих. Однако бренд удалось «распиарить» фактически с нуля.

Настоящими «политическими партизанами», которые показали наиболее эффективный результат в соотношении прохождения кандидатов в местные советы и затраченных ресурсов, стали еще 2 партии – «Аграрная партия Украины» и «Народная партия». Обе эти политические силы сделали удачный акцент на «регионализацию» и использовали «аграрную тему» в своей работе с избирателями. В таком же русле велась и кадровая работа – костяком команд этих политсил на местах стали успешные аграрии, фермеры, предприниматели. Именно эти люди пользуются авторитетом громад в сельской местности центральных, северных и западных регионов Украины. К тому же, затраты на рекламу у этих партий были едва ли не самым скромным: «Аграрная партия» немного чаще сообщала о своих амбициях с билбордов и экранов телевизоров, тогда как «Народная партия» вообще пользовалась преимущественно раздаточными материалами на местах и проводила встречи с избирателями.

Аграрные политические проекты совершили прорыв на этих выборах – активистВ рамках спецпроекта «ОБРАНІ» активист рассказал о прорыве на региональном уровне аграрных проектов.

Обе партии показали действительно впечатляющий результат. «Аграрная партия» выдвинула кандидатами почти 10 тысяч своих партийцев и получила более 2 тысяч мандатов на местах. Свой успех в партии связывают с удачным идеологическим «центристским» позиционированием. Мол, партия акцентировала свою деятельность на 2 традиционных ценностях для украинцев – экономической перспективе, которая основывается на аграрном секторе, и сохранении земли в собственности украинцев, а также необходимость в сохранении культурных традиций.

«Народная партия» получила несколько скромный результат, однако и выдвигала всего 1945 кандидатов. Из них депутатами местных советов стали 283 «народника» (данные по состоянию на 4 ноября) в 14 регионах – Винницкой, Житомирской, Запорожской, Киевской, Кировоградской, Луганской, Николаевской, Одесской, Ровненской, Сумской, Херсонской, Хмельницкой, Черкасской и Черновицкой областях.

Объединяющим качеством двух политсил являются не только впечатляющие цифры представительства в местных советах, учитывая расходы на кампанию, но и то, что обе партии – вовсе не новые политические проекты. И «Аграрная партия», и «Народная партия» уже были участниками местных выборов раньше, а также активно участвовали в политической жизни в средине 2000-х годов. Лидер «Народной партии» Владимир Литвин до сих пор остается влиятельным политиком, несмотря на слабое медийную активность в последние годы. Именно он сейчас является наиболее опытным политиком в депутатской группе «Воля народа», которой опекался покойный нардеп и влиятельный бизнесмен Игорь Еремеев.

Наконец, настоящим положительным сюрпризом для партий нового поколения стал результат «Силы людей». Инициативная группа будущей партии начала свою деятельность в начале 2013 года и приняла активное участие в событиях Евромайдана. И только в августе 2014 года «Сила людей» зарегистрировалась как политическая партия. Фактически, политсила создавалась неестественным для большинства партий путем, ведь значительных финансов она не имела, а акцент делался вовсе не на вовлечение в ее структуру известных политиков. Главное оружие – это системная работа с гражданами и кадровая подготовка профессиональных общественных активистов именно в лоне этой политсилы. Результат не заставил себя долго ждать: на местных выборах-2015 «Сила людей» получила представительство в 62 советах всех уровней в 20 областях Украины, а всего было избрано 170 депутатов.

Следует подчеркнуть главную тенденцию в успехе тех политических сил, которые стали настоящими сюрпризами на этих местных выборах: существование значительного запроса общества на новые лица и системную работу политических команд. Украинцы постепенно понимают, что депутат – это не только политик, «хозяйственник». Это еще и профессия, особенностью которой является способность к успешному управлению, руководству процессами. Постепенно успехом будут пользоваться те партии, которые смогут воспитать наиболее успешный кадровый резерв для дальнейшей успешной реализации своих программных принципов в политике.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: