Чистая власть: итоги люстрационного года

Читати українською

Прошел год c момента начала очищения власти в Украине. Еще в сентябре 2014 года Верховная рада принял соответствующий закон, который должен был убрать с должностей чиновников, скомпрометировавших себя во времена правления Виктора Януковича. Чтобы выявлять нечистых на руку чиновников было легче, в Министерстве юстиции даже создали отдельное подразделение – люстрационный департамент.

Чего удалось достичь за год и есть ли шанс украинской власти стать чище, «Слову и Делу» рассказала начальник люстрационного департамента Министерства юстиции Украины Татьяна Козаченко.

Незаметная люстрация

Чего удалось достичь за год и есть ли шанс у украинской власти стать чище, «Слову и Делу» рассказала начальник люстрационного департамента Министерства юстиции Татьяна Козаченко.
Татьяна Козаченко

«Генеральная уборка» в рядах чиновников продолжается, и даже небезрезультатно, уверяют в люстрационном департаменте. А то, что украинцы не видят результатов, так это потому, что неправильно понимают суть люстрации. Руководитель люстрационного департамента объясняет: тотального очищения никто и не обещал – убрать с должностей, согласно закону «Об очищении власти», должны лишь чиновников самого высокого уровня.

«Если люди не видят изменений, так это потому, что под люстрацией они хотят большего. А люстрация непосредственно говорит о том, что люди, которые занимали наивысшие посты в государстве уровня не ниже заместителя любого областного органа, не имеют права доступа к государственной службе в течение действия закона. Речь идет о 4-8 чиновниках в одном органе на область», – объясняет Козаченко. Таким образом, люстрация на местах распространяется только на руководителей подразделений госслужбы и их заместителей.

Под действие закона о люстрации подпадает более миллиона чиновниковВ правительстве подсчитали, что под действие закона об очищении власти подпадает более 1 миллиона украинских чиновников

По данным люстрационного комитета, 770 украинских чиновников уже попали в «черный список» действия закона об очищении власти, теперь их должны проверить. Другие же ушли с должностей сами. Однако люстрация – это не панацея от коррупции. Важно, чтобы на место недобросовестных чиновников пришла лучшая смена. А вот качества новых назначений люстрация отнюдь не гарантирует. «Вопрос коррупции чиновников также не в компетенции люстрационного департамента. Люстрация не решит вопросы коррупции. Сфера очищения власти регулируется массой законов. Это закон возобновления доверия к судебной системе, очищение власти, антикоррупционные законы и закон о справедливом суде. Люстрация – это фильтр, это не ответственность, а определение доступа к должностям», – рассказала Козаченко.

Так называемая народная люстрация далека от настоящей. Вместе с тем, иногда «мусорная люстрация» имела больше эффекта, ведь чтобы бросить чиновника в мусорный бак, доказательств не нужно. В то же время, чтобы лишить чиновника должности, люстрационному департаменту приходится действовать в четких рамках и тщательно проверять грехи чиновников по установленным законом критериям.

Судьи не уходят

Наиболее проблемной, по данным люстрационного департамента, остается судебная система. Привлечь судей к процессу очистки сложно: реформы не работают, процедура сложная, как результат – ни один судья в Украине еще не люстрирован.

«Для увольнения судьи нужна исключительно конституционная процедура. Документы должен готовить Высший совет юстиции, а его полтора года не было в стране. Поэтому даже те судьи, которые хотели уйти по собственному желанию, не могли этого сделать. Сейчас Высший совет юстиции заработал. На сегодняшний день Министерство юстиции подало все 57 пакетов по вопросам люстрации на увольнение судей», – сообщила Козаченко.

Тем временем реформа судебной системы, по убеждению экспертов, выглядит довольно косметической. Вместо того, чтобы глобально изменить всю ветвь, переписываются стандарты, которые, в принципе, ничего не меняют. В частности, увеличение минимального возраста судей с 25 до 30 лет, или же требование идти на пенсию для служителей фемиды не в 65, а в 70 лет. «Эти косметические изменения не меняют качественный состав суда. Есть соответствующая международная практика, согласно которой можно взять и перенабрать судей. Речь идет не о переаттестации, а именно о перенаборе. Судьи, которые есть в системе, могут наравне с другими принять участие в этом конкурсе, и таким образом полностью перезагрузить корпус», – настаивает начальник люстрационного департамента.

Эксперт предлагает применить к судебной системе реформу, подобную той, которая сейчас проходит в полиции. Ведь судьи, которые на сегодняшний день работают в системе, не могут получить доверие людей. Единственный выход – полный перенабор, прозрачный конкурс, четкие правила и материальная база.

Люстрация продлится еще год

Охота на чиновников в Украине продлится еще более года. Законом предусмотрено: специальный департамент при Минюсте должен завершить свою работу до 2017 года, после этого его расформируют и создадут другую структуру – она-то и будет поддерживать чистоту во властных кабинетах.

«Согласно закону об очищении власти, все действующие чиновники должны быть проверены до конца 2016 года. После этого закон должен работать как фильтр. Те претенденты, которые приходят на должность, фактически должны проверяться, чтобы не пропустить чиновников, которые попадают под запрет. Должен быть создан независимый орган, который фактически будет таким фильтром», – отметила Козаченко.

Петр ПорошенкоНародный депутат Украины
Порошенко обещает провести люстрацию судей, правоохранителей, налоговиков и таможенниковСказано 30 марта 2014 г.Статус обещания: Не выполнено

Проводить люстрацию постоянно чиновница не видит смысла. Она настаивает: после завершения работы люстрационного департамента вполне достаточно контролировать процесс. Чтобы навести порядок в рядах чиновников, хватит и отведенного законом времени, однако только при условии, что власть не будет саботировать процесс очистки. «Насколько это дадут сделать государственные органы, которые саботируют многие вопросы, покажет время. На сегодняшний момент вместе с достаточно серьезными положительными достижениями люстрации также есть примеры саботажа, которые демонстрируют, насколько система не заинтересована в люстрации», – констатирует начальник люстрационного департамента.

Козаченко убеждена: довести дело до конца без общественности невозможно. Она подчеркнула, что на самом деле изменения происходят только благодаря людям, а потому очень важно, чтобы люстрации активно добивалась именно общественность.

Напомним, закон «Об очищении власти» (о люстрации) вступил в силу 16 октября 2014 года. Документ предусматривает люстрацию граждан, занимавших государственные посты во время президентства Виктора Януковича. Законом ограничивается право для высокопоставленных чиновников занимать должности в органах государственной власти на 10 лет.

Наталья Нестерова, специально «Слово и Дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: