Борьба с коррупцией: госзакупки в Украине станут прозрачными

Читати українською
Верховная Рада Украины приняла закон №2087а о приведении госзакупок к международным стандартам. Целью принятия документа в первую очередь является значительное снижение коррупции.

В середине сентября Верховная Рада Украины приняла законопроект, который должен побороть коррупцию в украинских министерствах и госкомпаниях. Речь идет о законе, который приводит государственные закупки в соответствие с международными стандартами. Правительственный законопроект поддержал 251 народный депутат.

Зачем закон?

На госзакупках Украина теряет 50 млрд грн ежегодноМинистр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус заявил, что Украина на государственных закупках ежегодно теряет 20% от общей суммы.

«В течение очень короткого периода времени мы можем обеспечить экономию, по предварительным расчетам, до 50 миллиардов нужных государству средств», – сказал Президент Украины Петр Порошенко, подписывая закон. По подсчетам Минэкономразвития, на данный момент, убытки от коррупции и неэффективного использования средств составляют около 20% от годового объема закупок. А это около 250 млрд гривен в год. То есть 50 миллиардов гривен украинские налогоплательщики отдают в никуда. Впечатляет? Эксперты отмечают, что около половины из этой суммы – умышленная и прямая коррупция. Вторая половина – излишнее расходование средств в связи с законодательным несовершенством проведения тендеров.

По сути, принятый документ должен решить сразу несколько основных проблем: ликвидировать коррупцию в госзакупках, упростить участие в тендерах и создать полную и прозрачную электронную базу конкурсов. Для обеспечения всей этой прозрачности в МЭРТ предлагают предоставить общественности доступ, чтобы контролировать госзакупки, а также провести дерегуляцию тендеров и централизировать многочисленные тендерные комиссии.

Что нового?

В принципе, все изменения в законодательстве можно разделить на три главных составляющих. Во-первых, документом предлагаются антикоррупционные инструменты. Во-вторых, закон предполагает дерегуляцию и упрощение доступа бизнеса к госзакупкам. И в-третьих, с помощью нового законодательства украинские нормы госзакупок будут соответствовать международным стандартам (WTO GPA, Всемирной организации торговли). Это значит, что Украина станет привлекательней для иностранных инвестиций.

Новый документ обещает обязательную проверку конечных бенефициаров компаний-участников, обязательную демонстрацию информации о цене при раскрытии предложений, и, что важно, публикацию всех протоколов оценки предложений на веб-портале. Все эти антикоррупционные новшества помогут как общественности, так и прокуратуре отслеживать правильность и честность в проведении конкурсов на государственные закупки. А раскрытие конечных выгодоприобретателей хоть и можно обойти, все же позволит Украине получить доступ на рынок госзакупок 48 стран мира.

Верховная Рада минимизировала коррупцию в госзакупкахВерховная Рада Украины сделала еще один шаг в борьбе с коррупцией и приняла законопроект №2087а «О внесении изменений в некоторые законодательные акты о государственных закупках».

Что касается новшеств для участников тендеров, они наконец-то смогут обратиться к заказчику за детальным разъяснением причин его дисквалификации или отклонения предложения. Более того, вводится право исправления формальных ошибок. Такой шаг позволит минимизировать или даже ликвидировать лишение права участия и выигрыша компаний, которые предлагают лучшие условия, только из-за того что, например, не пронумерованы страницы или не хватает где-то какой-то печати.

Не допускается блокировка госзакупок путем подачи иска в суд и открытия судебного производства. Упрощается участие в процедурах закупки и вводится принцип постквалификации. То есть, все необходимые справки и документы предоставляет только победитель конкурса. И даже от участника-победителя тендера заказчик не имеет права требовать те справки, которые он может сам получить из открытых реестров.

В целом, уже сейчас можно ожидать некоего ажиотажа на рынке госзакупок в Украине. Ведь раньше из-за сложности участия в тендерах многие предприятия отказывали себе в конкурсах. Сейчас же, при проведении дерегуляционных процедур, и тем более после введения принципа постквалификации, эта сфера должна стать выгодной и конкурентной.

Но не стоит говорить, что в законодательстве все так хорошо, как кажется на первый взгляд. Эксперты отмечают, что в законе все-таки остаются лазейки для спекуляций. Например, одна из статей закона гласит, что участникам тендеров будет выдаваться документ об участии. И получение этой справки, как побаиваются общественники, может стать очередной коррупционной схемой.

Реакция на происходящее

Кроме экспертов, позитивно оценил изменения в тендерное законодательство и Президент Украины Петр Порошенко. По его словам, сегодня создается абсолютно уникальный механизм, который позволяет немедленно получать уже практические результаты борьбы с коррупцией.

По мнению Главы государства, новый закон поможет поменять всю систему. В сфере госзакупок работало 25 тысяч тендерных комитетов, которые не способствовали экономии – убытки достигали 135 миллионов гривен в день. «Мы сейчас, наконец, сможем применять ту систему, которая обеспечивает абсолютно открытую процедуру, которая создает возможности эффективной системы закупок, по которым можно следить и которые можно контролировать из любого места», – сказал Президент.

Бизнес теряет интерес к участию в госзакупках – экспертЗа три квартала текущего года объем фактических бюджетных расходов на покрытие тендеров составил 23%

Специалисты утверждают, что принятое законодательство полностью меняет систему проведения государственных торгов. Сейчас все торги будут происходить в электронном формате, то есть прозрачно и в Интернете. Но для этого необходимо принять еще один документ, уже поданный МЭРТом. Кроме того, как отмечают представители общественности, украинский бизнес сможет участвовать в государственных тендерах США, Кореи, Тайваня, Сингапура, Гонконга или Канады. Для Украины откроется рынок иностранных госзакупок объемом 1,7 трлн долларов.

Анастасия Оратовская, специально для «Слово и Дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: