Переговоры о мирном урегулировании на Донбассе зашли в тупик: что делать дальше?

Читати українською
Cложилась ситуация, когда выполнять в одностороннем порядке Минские договоренности не только бессмысленно, но и опасно для дальнейшей судьбы Украины. Нужно искать другие варианты решения конфликта на Донбассе.

Уже завтра, 26 августа, в Минске состоится очередной раунд мирных переговоров трехсторонней контактной группы по вопросу урегулирования конфликта на Донбассе. Сразу после празднования Дня Независимости Президент Петр Порошенко отбыл в Берлин, где встретился с лидерами Франции и Германии относительно дальнейших шагов Минских соглашений.

Дело в том, что Украина сейчас выполняет и даже перевыполняет пункты предыдущих договоренностей. Это не мешает боевикам на временно оккупированных территориях Донбасса усиливать свое военное присутствие в регионе и значительно увеличивать количество обстрелов из оружия, запрещенного соглашением калибра.

Такая тактика сепаратистов не нова: накануне каждого раунда переговоров они действовали аналогичным образом. Очевидно, ситуация заходит в тупик – формат Минских договоренностей, направленный на поиск мирного решения конфликта на Донбассе, не дает никакого результата. Постоянное ожидание наступления со стороны сил так называемых «ДНР» и «ЛНР» при поддержке частей регулярной российской армии еженедельно все больше приобретает определенных черт. Похоже, Петру Порошенко вместе с его европейскими коллегами нужно немедленно предлагать другие пути решения вопроса, иначе новой эскалации не избежать.

Неоднозначные сигналы

Миссию ОБСЕ обстреляли из артиллерии под СчастьемПатруль специальной мониторинговой миссии ОБСЕ попал под обстрел в районе города Счастье Луганской области.

При увеличении количества обстрелов и нападений диверсионно-разведывательных групп боевиков на позиции украинских войск, за последние 2 недели со стороны сепаратистов начала поступать интересная информация. Сначала боевики признали нехватку поставок оружия и снарядов, очевидно намекая руководству России предоставить такие возможности. Впоследствии на сайтах и информационных ресурсах сепаратистов появилась информация о возможном наступлении Вооруженных сил Украины на позиции боевиков с целью восстановления контроля за украинской границей. При этом в сообщениях четко указывалось количество украинских войск, подразделений, вооружения и вероятные направления атак. Наконец, в конце прошлой недели уже в украинских СМИ появилась неожиданная информация якобы о побеге или «передислокации местонахождения» главаря так называемой «ДНР» Александра Захарченко. В СНБО подобную информацию комментируют осторожно, заявляя о возможных провокациях в Донецке со стороны боевиков. В штабе АТО также предупредили, что «ДНР» шьет комплекты украинской военной формы для осуществления провокаций в конце августа на неподконтрольных украинским властям территориях Донецкой области.

Все эти сообщения имеют единое происхождение: переговоры о мирном урегулировании на Донбассе зашли в тупик, происходит игра на опережение со стороны противостоящих сторон с целью занять наиболее удачную в военном смысле стратегическую позицию в случае возобновления активной фазы боевых действий.

Очевидно, сложилась ситуация, когда выполнять в одностороннем порядке Минские договоренности не только бессмысленно, но и опасно для дальнейшей судьбы страны. Нужно искать другие варианты решения конфликта на Донбассе.

Что делать дальше?

Главный вопрос к украинской власти, которая пошла на уступки с легкой руки европейского сообщества: а есть ли новый план выхода из патовой ситуации?

По факту теперь Украина не может не реализовывать конституционную реформу в вопросе децентрализации, которая может нести в себе угрозу усиления сепаратистских тенденций как на Донбассе, так и в остальных юго-восточных регионах страны. Более того, рано или поздно украинским властям придется проводить местные выборы – и на неоккупированной части Донбасса, и на оккупированной (ведь украинская сторона продолжает выполнение мирных соглашений). В конце концов, получила ли Украина хотя бы краткосрочный мир, прекратились ли обстрелы позиций ВСУ хоть на день в период с февраля 2015 года? Нет, не прекратились: сепаратисты только усилили огонь.

Пока эксперты называют 2 возможных варианта решения конфликта на Донбассе - оба лежат в плоскости сложных международных договоренностей. Первый - это введение миротворческого контингента ООН. Правда, на этом пути всемирной международной организации еще нужно придумать механизм преодоления права вето, которое имеет Россия на подобного рода шаги ООН. Второй путь - это изменение формата «Нормандской четверки» на другой.

Порошенко не хочет расширять «нормандскую четверку»Президент Украины Петр Порошенко не считает необходимым привлечение других стран к переговорам в формате «нормандской четверки».

Прежде всего, возможно участие США как одной из сторон нового этапа мирных переговоров - так называемые женевский или будапештский форматы переговоров. Правда, интересна позиция самого Петра Порошенко в данном вопросе - он не считает необходимым привлечение других стран к переговорам в формате «Нормандской четверки». Такие слова Президента приводят участники закрытой встречи - общественные деятели и представители интеллигенции. Мол, изменение формата переговоров приведет к новым неожиданностям со стороны официальной Москвы.

Россия со своей стороны направляет миру четкие сигналы игнорирование позиции Украины в мирных переговорах. Прежде всего речь идет о недавнем визите президента РФ Владимира Путина в Крым, который имел характер чисто рабочего визита в один из регионов России. Такая дипломатическая пощечина официальному Киеву, который считает Крым временно аннексированной территорией, в очередной раз показала, что в каком бы русле ни проходили мирные переговоры по конфликту на Донбассе, с Крымом уже «все решено». Что интересно, такие дерзкие действия российское руководство осуществляет на фоне ежемесячного экономического падения внутри страны, которое только набирает обороты.

Деньги вместо оружия: США выделят Украине $500 тыс. на финансирование армии и НацгвардииПравительство Соединенных Штатов Америки предоставит украинским силовикам дополнительно более 500 тыс. долл., в т. ч. – на финансирование тренировок бойцов ВСУ и Национальной гвардии на Яворовском полигоне.

Очевидно, пока единственной восприимчивой позицией со стороны Украины в переговорах с Западом остается настаивать на введении дополнительных санкций в отношении России. До сих пор так и не ясной остается позиция относительно предоставления украинским Вооруженным силам летального вооружения в случае наступления на ее территорию со стороны российско-сепаратистских сил. «Еще год назад президент Украины имел возможность влиять на ситуацию и каким-то образом корректировать позицию партнеров. Зато сегодня он может только реагировать на ситуацию, которая уже сложилась, и исправлять ошибки, которые были допущены раньше», - считает украинский дипломат и общественный деятель Богдан Яременко.

На украинской стороне - время. Впрочем, эксперты справедливо замечают: даже при наихудших экономических реалиях, российская экономика имеет мощный «запас хода», которого хватит даже для полномасштабного наступления на территорию Украины. Поэтому теперешняя ситуация выглядит так, что лучшим вариантом выхода из дипломатического тупика является так называемое «замораживание конфликта» по Приднестровскому сценарию. К сожалению, в той или иной степени Украине не избежать потери части своих территорий. «Здесь уже неважно, пойдут ли на это стороны или нет. Военным путем преодолеть конфликт уже невозможно, потому что никто не имеет шансов на большую военную победу. Но и дипломатическим путем тоже воспользоваться сегодня невозможно. Стороны не идут на уступки. Следовательно, ни войны, ни мира - замораживание конфликта в тлеющем состоянии», - отмечает политолог Вадим Карасев.

Говорят также, что обострение конфликта на Донбассе может продолжаться до 19 сентября. Именно в этот день Владимир Путин выступит перед Генеральной ассамблеей ООН в Нью-Йорке. С этой датой эксперты связывают многообещающие изменения в геополитической палитре мира. Мол, Россия таки предложит Западу новую модель мирного сосуществования. Что станет разменной монетой - вопрос остается открытым.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: