Скандальные судебные решения: их отпустили под залог

Читати українською
Определение меры пресечения в виде выхода под залог – популярная практика в Украине в последнее время. «Слово и Дело» решило вспомнить, кому и за какие дела разрешили откупиться в нынешнем году.

События прошлой недели всколыхнули общественность: Печерский суд Киева отпустил под незначительный залог двух коррупционеров из Генеральной прокуратуры. Такое решение судебных органов возмутило как рядовых граждан, так и политиков. «Слово и Дело» решило вспомнить, кого еще «самый гуманный в мире» украинский суд решил отпустить под залог в 2015 году.

Открыл череду скандальных судебных решений 2015 года экс-регионал Александр Ефремов. 14 февраля работники Генеральной прокуратуры Украины совместно с сотрудниками Службы безопасности Украины провели спецоперацию по его задержанию. Ефремова обвинили в злоупотреблении служебным положением при отягчающих обстоятельствах и в служебном подлоге. 16 февраля Печерский райсуд столицы уже избрал для Ефремова меру пресечения в виде содержания под стражей с возможностью внесения залога. Тогда выкуп в 3,6 млн грн за экс-руководителя фракции «Партии регионов» внес соратник Ефремова – Борис Колесников.

Однако на следующий день Ефремову выдвинули другое обвинение – в разжигании межнациональной розни, которая привела к гибели людей. Впрочем, самому экс-регионалу прочат возвращение в политику. По информации журналиста Дениса Казанского, Ефремова не посадят, ведь уже достигнута такая договоренность. «Дело готовятся слить в суде. После этого состоится его возвращение в политику. И готовится возрождение политика в так называемой ЛНР», – отметил журналист.

Через несколько дней после Ефремова на скамью подсудимых сел другой экс-регионал – Михаил Чечетов, которого обвинили в содействии принятию «диктаторских законов» 16 января 2014 года. Генеральная прокуратура объявила подозрение бывшему депутату 20 февраля 2015 года. Он подозревался в том, что он, как член счетной комиссии, подписал протокол о голосовании с недостоверными данными. 21 февраля Печерский райсуд Киева избрал ему меру пресечения в виде содержания под стражей и назначил залог в размере 5 млн гривен. По информации «Украинской правды», деньги за Михаила Чечетова внес «регионал» и миллиардер Вадим Новинский, но подтверждать эту версию адвокат обвиняемого политика отказался. Тем не менее, несмотря на вновь обретенную свободу (хоть и с электронным браслетом), через 5 дней Чечетов совершил самоубийство. Экс-депутата «Партии Регионов» нашли мертвым возле своего дома ночью 28 февраля. Он выпрыгнул с высоты из квартиры на 17 этаже, где жил с женой.

Такое же подозрение, как и Чечетову, прокуратура вынесла и экс-депутату и секретарю счетной комиссии парламента Сергею Гордиенко. Его тоже обвинили в злоупотреблении властью во время принятия «диктаторских законов» 16 января 2014 года и взяли под стражу 10 марта. Впрочем, отделался Гордиенко только легким испугом и мизерным залогом – 97,4 тысяч гривен. Но «скидывались» для него, что называется, с миру по нитке – 10 коммунистов, включая Петра Симоненко.

Следующим в поле зрение общественности попал экс-глава ГСЧС. 5 марта на заседании Кабинета министров правоохранители задержали главу госслужбы Сергея Бочковского и его первого заместителя Василия Стоецкого по подозрению в злоупотреблениях и причастности к коррупционным схемам в ГСЧС. После этого правительство уволило чиновников. Им объявили подозрение, суд должен был вынести решение об избрании им меры пресечения. А 28 марта все тем же Печерским районным судом Киева были избрано меры пресечения для чиновников: Бочковскому – в виде содержания под стражей на два месяца с правом внесения залога в 1,184 млн грн, а его заместителю Стоецкому – с возможностью внесения залога в 1,182 млн грн.

«Попались» и некоторые ныне действующие депутаты. Так, нардепа Сергея Мельничука Генпрокуратура заподозрила в привлечении бойцов «Айдара» к похищению директора предприятия «Укрспирт» Михаила Лабутина, что и явилось предлогом для снятия депутатской неприкосновенности. 11 июня суд избрал в качестве альтернативной меры пресечения для Мельничука залог в 365,4 тыс. грн. Сам нардеп счел эту сумму непомерно большой. Тем не менее, залог был собран и уплачен.

Заседают коррупционеры и чиновники-преступники и в регионах. Например, 11 июня в Житомире по подозрению в получении взятки правоохранители задержали чиновника Госземагентства. Его обвинили в том, что он с целью незаконного личного обогащения, используя свои служебные полномочия, получил деньги за решение вопроса о предоставлении в собственность земельного участка площадью 30 га. Печерский районный суд Киева отпустил задержанного под залог размером 213 тыс грн.

Но самые громкие дела произошли буквально на днях. 3 июля Генпрокуратура объявила подозрение сыну председателя Апелляционного суда Киева Дмитрию Чернушенко, которого подозревают во вмешательстве в деятельность судебных органов и, как результат – постановлении судьями заведомо неправомерных приговоров. Выпустили его из зала суда за 6 миллионов гривен. Кстати, отличился и отец Дмитрия – Антон Чернушенко. Председатель Апелляционного суда Киева подозревается в том же, что и сын. В ходе обысков 19 июня у Чернушенко были обнаружены 6,5 тыс. долларов, которые он прятал в мантию и утверждал, что это его личные средства.

Несколькими днями позже, 9 июля, Печерский районный суд выпустил двух прокуроров-коррупционеров – Владимира Шапакина и Александра Корнийца, которые были задержаны по подозрению в получении крупной взятки. В целом у них нашли около 500 тысяч долларов. И, несмотря на все доказательства, оба чиновника-вымогателя были выпущены под залог в 3,2 млн грн.

Такие случаи продолжают иметь место, даже несмотря на то, что политики постоянно обещают запретить коррупционерам выходить под залог. Такое обещание давал уже и Парубий и Корнацкий. А Яценюк даже добился повышения размера залога для подозреваемых в коррупции лиц...

Дело Шапакина-Корнийца приобрело широкий резонанс. Сейчас уже активно требуют отставки судей, отпустивших коррупционеров под такой залог. Вмешался даже Порошенко. «В особых условиях, которые есть в Украине, вопрос отмены возможности использования залога для коррупционеров является сегодня очень важной задачей для Верховной Рады. И я еще раз обращаюсь к народным депутатам: просьба внести изменения в законодательство и лишить возможности выпускать коррупционеров, которые взяты на горячем, со всеми доказательствами, лишить возможности выпускать преступников под залог», – сказал Глава государства. И сейчас очень хочется верить, что депутаты Верховной Рады наконец пойдут на такой шаг.

Анастасия Оратовская, специально для «Слово и Дело».

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ

и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»
Поделиться: