В состоянии ожидания, или Почему украинцы обречены ежегодно избирать новый парламент

Читати українською
Недавнее скандальное голосование нардепов за законопроект №1558-1 показывает: парламентарии снова избрали путь популизма вместо того, чтобы раз и навсегда предупредить любые иждивенческие настроения в обществе.

Недавнее скандальное голосование народных депутатов за законопроект №1558-1 относительно пересчета валютных кредитов произвел негативное впечатление на тех граждан, которые больше всего ждали положительных изменений в государстве. К сожалению, парламентарии снова избрали путь популизма вместо того, чтобы раз и навсегда предупредить любые иждивенческие настроения в обществе.

Особое возмущение такое поведение народных избранников вызвала у пользователей соцсетей, экспертов, журналистов, блоггеров. Конечно, это не значительный процент избирателей, за голоса которых будущим кандидатам в нардепы стоит бороться. Однако именно эти люди задают темпоритм общественно-политической жизни и способны, как это показали события Революции Достоинства, влиять на события и изменять реальность. Именно благодаря реакции общественности некоторые депутаты уже на следующий день извинились за свое поведение и отозвали свои голоса за скандальный законопроект.

Слишком медленный темп парламентриев в процессе внедрения реформ в стране, постоянные подковерные скандалы между участниками коалиционного большинства, распределение должностей, а в канун проведения местных выборов еще и нездоровые проявления популизма в своей деятельности - вот причины недовольства граждан качеством работы новой Верховной Рады. Политическая традиция, которая сложилась во времена независимости, не предусматривает основательной работы над ошибками путем договоренностей, переговоров и здоровой оценки общественно-политической ситуации. Как правило, гордиев узел разрубается просто: объявляются досрочные парламентские выборы. Так уже было несколько раз, о вероятности подобного сценария касательно Верховной Рады 8-го созыва политики заговорили еще весной.

Причины и основания

Пока идея провести внеочередные парламентские выборы не находит поддержки на самом высоком уровне. Право распустить Верховную Раду принадлежит Президенту, однако ни формальных оснований, ни политической воли для такого шага он пока не имеет. «О досрочных (парламентских) выборах. Не дождетесь. Украина сегодня имеет проевропейскую коалицию, конституционную. Я уверен в том, что это дает нам возможность и ответственность провести конституционные изменения, которые ждет страна. В том числе децентрализацию, в том числе неприкосновенность, судейскую реформу. Что еще должен дать народ Украины, какие еще выборы провести, чтобы наконец депутаты, правительство, Президент, власть обеспечили проведение тех реформ, которые он от них ждет? Народ свое дело сделал, перезагрузка произошла», – заверил Петр Порошенко во время своей пресс-конференции в июне этого года.

Стоит отдельно указать и на формальные основания. Верховная Рада 8-го созыва избиралась на внеочередных выборах, а по Конституции распустить такой парламент возможно только через год после его избрания, то есть не раньше 25 октября 2015 года. Второй важный момент - поводы для роспуска, описанные в ст. 90 Конституции Украины: для этого существуют 3 основания, которые, так или иначе, являются следствием распада коалиции в нынешнем ее формате. Таким образом, распустить парламент и объявить о новых досрочных выборах Президент может, если: в течение 30 дней во время одной очередной сессии не могут начаться пленарные заседания; если через 60 дней после отставки Кабмина не сформирован персональный состав нового правительства; если в течение месяца не сформирована коалиция депутатских фракций.

Кому роспуск парламента пригодится больше всех?

Безусловно, об интересах граждан-избирателей речь не идет. Ведь в таком случае, учитывая те обстоятельства, в которых оказалось государство, нынешний состав ВР уже сейчас имеет все возможности для принятия всего спектра необходимого законодательства для проведения реформ. Более того, для таких шагов участникам коалиции было бы достаточно всего лишь соблюдать пункты подписанного ими Коалиционного соглашения.

Сейчас рейтинги всех крупнейших коалиционных фракций в парламенте - «Блока Петра Порошенко» и «Народного фронта» - сильно упали. С этой точки зрения, именно этим политическим игрокам наиболее невыгодно сейчас проводить любые выборы. Возможно, именно поэтому эти две политические силы задекларировали стремление вместе идти на местные выборы.

А вот их младшим партнерам по коалиции - фракциям «Самопомощи», «Батькивщины» и «Радикальной партии Олега Ляшко» - новые избирательные гонки позволили бы улучшить свои результаты, а значит, и увеличить количество мест в новом парламенте. Прежде всего, такой шанс они получат не потому, что результативно работали в нынешнем парламенте, а именно потому, что почти не участвовали при распределении министерских портфелей во втором правительстве Арсения Яценюка. Отсутствие негатива, который в полной мере ощутили на себе «БПП» и «Народный фронт» во время работы в Кабмине – вот главный залог их электорального успеха.

Шанс снова получить билет в большую политику хотят получить внепарламентские политические силы. Прежде всего, речь идет о политической партии ВО «Свобода», а также об условной новой политической партии из лагеря «левых» сил. И «Свобода», и «левые» политические проекты в своей предвыборной риторике используют чисто популистские идеи, правда, направлены они на различные электоральные группы граждан из разных регионов страны. Кстати, еще весной в «Свободе» отмечали возможность проведения внеочередных выборов парламента осенью 2015 года якобы из «инсайда» их оппонентов - бывших «регионалов». «Общался сегодня с одним экс-регионалом из областного совета, приближенным к руководству «Оппозиционного блока». Говорит, что с высокой вероятностью, выборы в ВР будут уже осенью. Они уже вовсю развернули штабы», - написал на своей странице в Facebook депутат Киевского областного совета, член ВО «Свобода» Александр Аронец.

Действительно, особые надежды на досрочные выборы парламента возлагают в «Оппозиционном блоке». Бывшие регионалы надеются постепенно вернуть свое влияние на политическую жизнь страны, и внеочередные выборы на фоне снижения рейтингов нынешней провластной команды - отличный для этого шанс. «Вопрос сегодня нужно ставить не о реальности досрочных выборов, а об их крайней необходимости. Нынешняя коалиция просто не справляется с задачей реформирования страны. Это коалиция войны, она непродуктивна. И самое главное - она не отражает реальной политической структуры общества, проще говоря, не выражает интересы большинства украинцев. А значит, единственный выход из этой ситуации - новые выборы», - заявил заместитель председателя парламентской фракции «Оппозиционного блока» Сергей Левочкин.

Вероятность проведения и какому результату приведут?

Эксперты предполагают, что наибольшую угрозу для стабильной работы коалиционного большинства принесет вопрос переформатирования правительства в конце этого года. Именно в ноябре-декабре истекает годичный срок ответственности нынешнего Кабмина за реализацию реформ, задекларированных и подписанных в Коалиционном соглашении. К тому времени уже должны быть проведены местные выборы, по результатам которых политические силы получат дополнительные рычаги влияния для дальнейшей политической диспозиции. «В конце этого года в парламентской коалиции могут накопиться противоречия, и вполне вероятно, что в 2016 году будут досрочные выборы», - не исключил эксперт и блоггер Роман Шрайк.

Однако есть и положительные стороны возможного проведения досрочных выборов в Верховную Раду: в парламент наконец начнут попадать действительно идеологические политические партии. Правда, первые такие политические силы, очевидно, будут злоупотреблять ярко выраженной «левой» идеологией, ведь в украинском обществе до сих пор сильными остаются стремление к социальной справедливости и распределению благ.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: