Недореформа избирательного законодательства, или Как нардепы «похоронили» открытые избирательные списки

Читати українською
Шумиха, последние полгода нагнетавшаяся вокруг нового закона о местных выборах, завершилась очередной победой больших политических игроков, превративших будущие выборы мэров и местных депутатов в очередной фарс.

18 июня депутаты Верховной Рады наконец удосужились принять хоть какие-то изменения в избирательное законодательство о местных выборах. Слово «какие-то» использовано не случайно: из нескольких вариантов законопроектов «О местных выборах» нардепы проголосовали за основу документ, предусматривающий наиболее удобный формат участия партийных проектов в выборах – без изменения самой философии их проведения.

Напомним, до этого времени депутатов местных советов всех уровней выбирали по смешанной избирательной системе. В конце прошлого года партии-участницы коалиционного соглашения четко заявили: избирательная реформа начнется с изменения закона о местных выборах, которые должны состояться на пропорциональной основе (кандидаты выдвигаются политическими партиями) по открытым спискам. Выборы мэров крупных и средних городов предлагалось проводить в 2 тура.

Впрочем, дискуссия затянулась почти на полгода. Сначала законопроектов было 4, затем приоритетными были определены два: № 2831-2 и № 2831-3. Первый документ предусматривал, что часть местных советов граждане должны выбирать по многомандатными мажоритарным округам (сельсоветы, райсоветы, городские советы небольших городов), тогда как местные советы больших населенных пунктов – по пропорциональной системе открытых списков. Во втором законопроекте предлагалось сельсоветы избирать по мажоритарной системе, а все другие советы – по пропорциональной системе с открытыми списками. Казалось бы, оба законопроекта вполне демократичны и предлагают кардинальные изменения в избирательном законодательстве. Однако дьявол прячется в деталях.

На самом деле, по-настоящему качественные изменения в избирательной системе были предложены в законопроекте № 2831-2 (авторы – группа из 19 нардепов, среди которых Андрей Парубий, Александр Черненко, Сергей Лещенко, Павел Ризаненко), который получил больше всего положительных отзывов экспертного сообщества. В нем была предложена такая схема проведения местных выборов:

  • сельские, поселковые, районные советы, районные советы городов, городские советы небольших городов (до 90 тыс. человек) выбираются по многомандатной избирательной системе, определяется от 2 до 4 мандатов в каждом округе, субъектами выдвижения являются городские организации партии, также предусмотрена возможность самовыдвижения;

  • городские советы крупных городов и областные советы избираются по пропорциональной системе с открытыми списками, субъектами выдвижения являются местные ячейки партий;

  • мэры небольших городов (до 90 тыс. жителей) избираются по мажоритарной системе относительного большинства;

  • городские руководители крупных городов избираются с помощью 2-туровой мажоритарной системы абсолютного большинства.

Однако этот законопроект нардепы так и не поддержали: в сессионном зале за основу был проголосован законопроект № 2831-3 авторства народных депутатов Вадима Денисенко, Сергея Алексеева (оба представляют фракцию «БПП»), Игоря Попова, Юрия Чижмаря («Радикальная партия»), Елена Ледовских («Народный фронт»). Ключевое отличие документа от проекта № 2831-2 заключается в определении самого понятия «открытые списки». Прикрываясь этим понятием, авторы взятого за основу законопроекта предлагают гражданам избирать депутатов областных, районных, городских, районных в городах советов по пропорциональной избирательной системе с преференциями (по избирательным спискам местных организаций партий) с одновременным выдвижением кандидатов в территориальных округах, на которые делится многомандатный округ. Еще одно новшество законопроекта – введение на местном уровне избирательных блоков. Кандидатов могут выдвигать местные партийные организации или блоки – не более чем по два в каждом территориальном округе.

Что это будет означать на практике? На самом деле, речь не идет ни о каких открытых избирательных списках. Сначала партии будут выдвигать в каждом округе по 1-2 кандидатов, за которых они должны получить достаточное количество голосов, чтобы в сумме результатов по каждому округу преодолеть 5% барьер (для блоков – 7%). Такая система может привести к значительным «перекосам» в представительстве округов: одни будут представлены несколькими депутатами, по другим же вообще никто не будет избран.

Вывод неутешительный: кандидаты и партии начнут торговаться. Первым нужен будет известный и рейтинговый партийный бренд, вторым – ресурс кандидата, его популярность, рейтинг, деньги, сеть избирателей. Таким образом, граждане снова будут выбирать рейтинговые политические силы, к которым присоединятся местные «денежные мешки». «Политические шулеры из «БПП» и «Батькивщины», вопреки коалиционному соглашению, подсунули избирателям «связанную избирательную систему» вместо системы с открытыми списками! Фактически это исключительно партийная мажоритарка с преференциями для «больших партий». Как результат, мы снова будем иметь на местных выборах политическую коррупцию, подкуп избирателей и недобросовестные советы», – констатирует неутешительную реальность политолог Виктор Таран на своей странице в Facebook.

Скорее всего законопроект будет принят в целом уже на следующей неделе, ведь нардепы проголосовали за решение о подготовке документа ко второму чтению по сокращенной процедуре. Поэтому уже в июле-августе партии-тяжеловесы объявят тендеры на кандидатов, а по телевизору будут и дальше врать о том, что избирателей ожидает невиданный ранее парад демократии с открытыми списками и лучшими представителями-кандидатами в списках партий.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело».

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: