Рада и Президент откровенно игнорируют рекомендации Совета Европы

Читати українською
Представитель Украины в Венецианской комиссии скептически оценивает деятельность украинского парламента и Президента, поскольку в ряде случаев они не только не соблюдают рекоммендации ПАСЕ, но и действуют вопреки им.
Фото: 112.ua

На прошлой неделе Петр Порошенко и Владимир Гройсман представили документы, которые впоследствии станут планом действий для власти на ближайший год – Послание Президента к Верховной Раде «О внутреннем и внешнем положении Украины в 2015 году» и План законодательного обеспечения реформ в Украине.

Вместе с публичными заявлениями о европейском выборе и готовности к реформам, к сожалению, в этих документах есть существенные противоречия с Планом действий Совета Европы для Украины на 2015-2017 гг., где, напомним, не только перечислены самые важные обязательства Украины перед Советом Европы, но и предусмотрено финансирование от ЕС в размере 45 миллионов евро для его выполнения.

Какие именно обязательства пока не готова выполнить украинская власть, а какие шаги наоборот–– планирует осуществиеть вопреки Плану действий Совета Европы?

Отмена депутатской неприкосновенности

Петр ПорошенкоНародный депутат Украины
Порошенко пообещал снять депутатскую неприкосновенностьСказано 21 марта 2015 г.Статус обещания: Не выполнено

Одно из требований Петра Порошенко к парламенту – принятие окончательного решения об отмене депутатской неприкосновенности и ограничении неприкосновенности судей. Принятие соответствующего законопроекта стоит первым номером и в плане реформ от спикера: 5 февраля парламент направил соответствующий проект на экспертизу в Конституционный суд. Напомним, что в 2012 году Конституционный суд уже давал положительное заключение об аналогичном законопроекте. С большой долей вероятности КС даст положительное заключение и о новом законопроекте. Однако как эту инициативу воспримут европейские партнеры Украины?

Традиционно отменить депутатскую неприкосновенность обещает каждая украинская власть и так же традиционно Совет Европы более чем критически высказывается насчет этой идеи. В апреле 2000 года, когда Леонид Кучма провел референдум, в ходе которого, среди прочего, избиратели проголосовали за отмену депутатской неприкосновенности, ПАСЕ восприняло это как угрозу парламентаризма в Украине, а Совет Европы даже ставил вопрос об исключении Украины из своего состава. Неужели мы хотим повторения ситуации пятнадцатилетней давности?

Избирательный кодекс только в 2017 году

Принятие Избирательного кодекса предусмотрено резолюцией Европейского Парламента по ситуации в Украине от 13 декабря 2012 года и Планом действий Совета Европы по Украине. Однако коалиция намерена принять этот документ только... в четвертом квартале 2017 года. Планы на ближайшее время – менее, чем за полгода до даты выборов – переписать закон и полностью изменить систему местных выборов (провести их по открытым спискам). Этого от Верховной Рады ожидает Президент.

Сегодня в парламенте зарегистрировано 4 варианта законопроекта о местных выборах, и ни один из них пока не находит поддержки в коалиции. Совет Европы одобрительно относится к идее введения открытых списков в Украине, но, учитывая темпы, с которыми сейчас идет работа над новым законом о местных выборах, уже сейчас можно прогнозировать: закон будет принят за несколько дней до начала избирательной кампании, это будет сделано в спешке и, конечно же, без заключения Венецианской комиссии. На это просто не будет времени. Поэтому, не следует ожидать и высокой оценки демократичности местных выборов от европейских институтов.

Закон об оппозиции

Сергей ЛаринНародный депутат Украины
Ларин пообещал, что "Оппозиционный блок" в ВРУ будет добиваться выполнения требований ПАСЕСказано 29 января 2015 г.Статус обещания: Не выполнено

В своем послании Президент предложил юридически предоставить оппозиции больше прав. А именно – закрепить за оппозицией должности председателей 6 ключевых контрольных комитетов Верховной Рады: по вопросам Бюджета, борьбы с организованной преступностью и коррупцией, по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений, по вопросам Регламента, депутатской этики и организации работы, по вопросам свободы слова и информации, а также юридически закрепить за оппозицией должности одного из заместителей председателя ВР. Кроме того, Петр Порошенко предлагает дать оппозиции право на доклад (содоклад) при рассмотрении важных вопросов и предоставить возможность влиять на принятие повестки дня заседаний ВР. Аналогичные рекомендации содержатся и в резолюции ПАСЕ №1601 от 2008 года «Процедурные руководящие принципы относительно прав и обязанностей оппозиции в демократическом парламенте».

К большому сожалению, парламентская коалиция не разделяет этих взглядов Главы государства. В Плане законодательного обеспечения реформ от Владимира Гройсмана нет ни слова о необходимости законодательного обеспечения правового статуса оппозиции в парламенте. А значит, есть риск что соответствующие предложения Главы государства останутся только на бумаге.

Судебная реформа перенесена на конец 2016 года

И Президент, и парламентское большинство уделяют большое внимание вопросу реформы судопроизводства. За последний год было принято ряд законов в этой сфере. Петр Порошенко недавно издал Указ «О Стратегии реформирования судоустройства, судопроизводства и смежных правовых институтов на 2015-2020 годы». Но все эти шаги без внесения изменений в Конституцию является не более чем имитацией реформ.

Действующий Основной Закон закрепляет чрезмерное влияние как депутатов, так и Главы государства на судебную систему, а построить независимый суд без внесения изменений в Конституцию невозможно. В частности, необходимо лишить депутатов функции избрания судей бессрочно, изменить процедуру формирования Высшего совета юстиции, исключив из нее министра юстиции и генерального прокурора, и наделить ВСЮ полномочиями давать согласие на заключение судьи под стражу. К большому сожалению, ни Президент, ни коалиция не считают необходимым вносить изменения относительно судебной реформы в Конституцию – принятие соответствующего закона запланировано только на третий квартал 2016 года. Сегодня же приоритетом является установление контроля над судами. После перезапуска Высшего совета юстиции несколько сотен судей будут уволены, их место займут «новички», которые с большой долей вероятности будут лояльно относиться к пожеланиям власти. Соответствует ли это если не букве, то хотя бы духу европейской демократии – вопрос риторический.

Подытоживая, можно сказать, что мы так и не услышали из уст Президента и спикера Верховной Рады заявлений о необходимости скорейшего принятия Плана мероприятий по выполнению обязанностей и обязательств Украины, вытекающих из ее членства в Совете Европы – действующий документ 2011 года уже морально устарел.

А значит, к сожалению, констатируем, что вопрос сотрудничества с ПАСЕ не является приоритетом ни в работе Президента, ни парламентской коалиции.

Кроме перечисленных выше проблем, европейцы ждут от нас принятия нового законодательства о референдумах и о свободе мирных собраний, гуманизации уголовного законодательства и системы исполнения наказаний и введения должности Правительственного уполномоченного по вопросам исполнения решений Европейского суда по правам человека.

Но пока эти вопросы так и не стали первоочередными для власти.

Владимир Пилипенко, представитель Украины в Венецианской комиссии, специально для «Слово и Дело».

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: