Новые правила ремонта дорог: народ снова в проигрыше

Читати українською
Чиновники в который раз перекладывают друг на друга ответственность за ремонт украинских дорог: предложений, откуда взять деньги, вроде и хватает, а по факту латать дыры в асфальте все равно не за что.
Фото: УНИАН

Вчера, 2 июня, Верховная Рада Украины изменила правила ремонта дорог. Парламент принял в целом проект закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно софинансирования ремонта и содержания дорог государственного значения» и «О внесении изменений в статью 91 Бюджетного кодекса Украины относительно софинансирования ремонта и содержания дорог государственного значения». Таким образом, Рада разрешила местным бюджетам принимать участие в финансировании ремонта дорог государственного значения. За такое решение проголосовали 274 и 279 нардепов соответственно.

По сути, в парламенте разрешили местным органам власти, в связи с увеличением поступлений в местные бюджеты, в том числе за счет 5%-ного акциза на горюче-смазочные материалы, принимать решение о проведении ремонта или реконструкции дороги государственного значения, проходящей по территории соответствующей общины. При наличии финансовых ресурсов в местных бюджетах принимается решение об участии в совместном финансировании таких работ на договорных принципах. Раньше же содержанием дорог госзначения занимался исключительно «Укравтодор».

Инициатива вроде бы правильная. Почему бы в рамках децентрализации городам не дать возможность самостоятельно хотя бы ямочно отремонтировать участок дороги, приходящийся на территорию? Вроде бы и волки сыты и овцы цели, и водителям хорошо. Правда, в местных бюджетах тоже постоянно жалуются на отсутствие денег на ремонты, как и в «Укравтодоре».

Возьмем, к примеру, Киев. Мэр столицы Виталий Кличко уже год как не может закончить ремонт дорог, обещанный им еще во время предвыборной гонки. Наконец в марте градоначальник сознался – денег нет. «Мы делаем все, чтобы постепенно ремонтировать дороги. В то же время, в Киеве около 1600 км дорог, 90% из которых требуют капитального ремонта. На такой ремонт нам сегодня нужно 1,4 млрд грн. Этих денег, к сожалению, нет. А в бюджете мы пока имеем 120 млн. Могу сказать, что в этом году запланировано отремонтировать покрытие на ул. Васильковской, Южном мосту, ул. Братской, отрезке Окружной и других улицах», – отметил городской глава Киева.

Речь тут идет только у местных дорогах. В городском бюджете нет финансовых ресурсов для ремонта городских проспектов и улочек, не говоря уже о трассах. Например, в черте города проходят две европейских трассы Е40 и Е95, и международные трассы государственного значения М-01 (Черниговское направление), М-03 (Харьковское направление), М-05 (Одесское направление), М-06 (Чопское направление), М-07 (Ковельское направление) и национальные Н-01 (Киев – Знаменка), Н-07 (Киев – Сумы – Юнаковка). Все эти дороги в ужаснейшем состоянии. Как городу участвовать еще и в их ремонте – непонятно.

В Украине 50 тыс. км дорог государственного значения. В Министерстве инфраструктуры говорят, что на их ремонт нужно ежегодного тратить от 50 до 100 млрд гривен. При таких капиталовложениях в ведомстве обещают решить проблему дорог за 5-10 лет. Правда, украинские дороги не выдерживают даже одного сезона и сходят вместе со снегом по весне, не говоря уже о том, чтобы какие-то из них «пережили» 10 лет в хорошем состоянии. Полтриллиона гривен при нынешних условиях нужно Минифраструктуры на национальные дороги, и в два раза больше – на дороги местного значения. Кстати, в этот расчет не входит строительство каких-либо дорог.

Деньги как всегда планируют найти у «пересичного громадянина». Основной источник финансирования дорожного хозяйства – акциз на топливо: на сегодня это по 100 евро с каждой тонны импортированного дизельного топлива, и по 200 евро – с бензинов. Кроме того, в январе 2015 года ввели еще один местный налог – 5% с подакцизных товаров, которые продаются на АЗС. Прогнозируется, что в 2015 году, эти акцизные сборы дадут около 50 млрд грн.

В принципе, при таких суммах ежегодно Украина в состоянии провести качественный ямочный ремонт дорог. Но фактически, до «Укравтодора» доходит только 20-30% из этой суммы, остальные средства идут на перекрытие дефицита «Нафтогаза» и Пенсионного фонда – в связи с упразднением специального счета в Госказначействе. А в 2015 году в профильном министерстве говорят и вовсе о 5% от суммы сбора – ведь Украине предстоят пиковые выплаты по внешним долгам.

Выход в Министерстве инфраструктуры видят в повышении акциза на топливо. Глава департамента автотранспорта при Мининфраструктуры Роман Хмиль считает, что Украине есть куда повышать этот акциз.

«Сейчас доля акцизов в стоимости топлива на АЗС в Украине не превышает 20%. Это самый низкий показатель среди стран, которые нас окружают. Мы сравнили акцизы в странах Европейского Союза, Белоруссии, России. Там их доля в стоимости бензина на АЗС – от 35% до 50%. Я лично считаю, что у нас этот налог можно было бы постепенно повышать», – рассказал чиновник в интервью Hubs. Любопытно, но, по его мнению, избежать резкого скачка цен на топливо в Украине можно. Хмиль считает… что нефтетрейдеры самостоятельно снизят свою маржу.

Что ж, может после реформирования «Укравтодора» и упразднения тотальной коррупции в структуре найдут и другие способы поиска средств на ремонты. Ведь нефтетрейдеры вряд ли действительно пойдут на сокращение маржи, а обычные граждане «не потянут» еще одного скачка цен на топливо. Но проводить такие реформы по «переброске» дорог на местные бюджеты, нужно разве что после окончания децентрализации и появления средств на этих самых местных счетах. А пока создается впечатление политики «я – не я, и хата не моя»: каждый пытается переложить ответственность за плохие дороги на кого-то другого.

Анастасия Оратовская, специально для «Слово и Дело».

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: