Закрытые реестры: как Верховная Рада продолжила скрывать информацию о реальных владельцах активов

Читати українською
«Слово и Дело» проанализировало, с чем связана отсрочка норм закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно сведений о конечном бенефициарном владельце юридического лица», который обязан раскрыть данные о реальных владельцах компаний.

Народные избранники не спешат начинать реальную борьбу с коррупцией, офшорами и монополией крупного бизнеса. Очередное подтверждение тому – отсрочка на 4 месяца норм закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно сведений о конечном бенефициарном владельце юридического лица».

Данный документ, который был принят еще народными избранниками Верховной Рады 7-го созыва и вступил в силу с 1 января 2015 года, предусматривал открытие сведений о конечных бенефициарных владельцах юридических лиц. Простыми словами – каждый желающий мог узнать реального владельца той или иной компании, а реестры таких данных должны были быть доступны не только для использования правоохранительными органами, но и для общественности. Данный закон также имел целью противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Впрочем, произошло все наоборот. Группа народных депутатов, среди которых представители всех фракций коалиции, совместно с представителями депутатской группы «Воля народа» внесли на рассмотрение Верховной Рады законопроект №2896 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно сведений о конечном бенефициарном владельце юридического лица». Поддержав данный документ 21 мая, парламентарии отложили на 4 месяца сроки подачи юридическими лицами данных о конечных бенефициарах, к тому же – параллельно освободив большое количество юридических лиц от подачи данной информации. Напомним, в соответствии с переходными нормами закона, к которому нардепы внесли изменения, юридические лица должны до 25 мая (в течение 6 месяцев) предоставить государственному регистратору сведения «о своем конечном бенефициаре (выгодоприобретателе), в том числе конечного бенефициара (выгодоприобретателя) их основателя».

Интересно, что в пояснительной записке к изменениям в закон о конечных бенефициарах, авторы законопроекта объясняют необходимость отсрочить сроки подачи документов о реальных владельцах тех или иных объектов, предприятий, бизнеса, недвижимости тем, что государственному регистратору не хватает времени для обработки и анализа документации, а также заботой о самих юридических лицах – чтобы они смогли избежать административных штрафов, предусмотренных законом за несвоевременную подачу сведений (до 8500 грн). «По состоянию на 1 января 2015 года, количество зарегистрированных юридических лиц составило 1 млн 82 тыс. 216, государственный регистратор в течение рабочего дня обрабатывает около 50 пакетов документов, конечный срок подачи сведений о выгодополучателе истекает 25 мая 2015 года, таким образом большинство юридических лиц не сможет вовремя подать необходимые сведения. Непредставление или несвоевременное представление сведений о конечном бенефициарном собственнике (контроллере) приведет к наложению штрафов в размере от трехсот до пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан», – говорится в пояснительной записке к документу.

Правда, парламентарии проголосовали не только за отсрочку сроков подачи информации о конечных бенефициарах. «Принятый народными депутатами законопроект освобождает от обязанности представлять сведения по Форме 4 о конечных бенифициарных владельцах (контроллерах) религиозные организации, государственные и коммунальные предприятия, а также юридические лица, владельцами которых являются исключительно физические лица. Это около 700 тысяч из 1 млн 790 тыс. действующих компаний. Для всех остальных законом предусмотрено продление срока подачи соответствующих документов на 4 месяца», – сообщила во время пресс-конференции первый заместитель министра юстиции Наталья Севостьянова. Впрочем, в пояснительной записке нардепы так и не объяснили, что их заставило освободить от подачи такой информации около 700 тысяч компаний. Очевидно, в данном вопросе речь идет не только об облегчении работы государственному регистратору, но и о дополнительных возможностях для юридических лиц законно не указывать окончательных владельцев.

Именно в неанонсированных дополнительных нормах, внесенных Верховной Радой, и кроется дьявол. Ведь, согласно документу, юридическим лицам разрешается вносить информацию об отсутствии бенефициаров в случае невозможности раскрытия подобной информации, а также не раскрывать дополнительную информацию о своих владельцах, если в списке учредителей юридических лиц есть физические лица, которые и являются бенефициарами. Теперь, по мнению юристов, юридическим лицам, владельцы которых зарегистрированы в оффшорных зонах, будет достаточно ссылаться на нормы законодательства другой страны, запрещающие раскрывать конечных бенефициаров в случае, если между ними и управляющей компанией подписан трастовый договор. Ведь, как правило, такой документ может предусматривать обязанность руководства оффшорных компаний не разглашать сведения о лицах, в интересах которых они владеют активами.

Готовя соответствующее законодательство, народные депутаты сознательно не ограничили проживания конечного бенефициара. А поскольку влияния на законодательство других стран Верховная Рада, конечно же, не имеет, то и узнать реальных владельцев того или иного актива у государства не будет возможности.

Еще одна интрига принятых изменений в законе о конечных бенефициарах – это скорость, с которой народные депутаты их приняли: зарегистрирован законопроект был 19 мая, уже 20 – включен в повестку дня по инициативе группы нардепов от «Народного фронта», а 21-го – принят в целом. Очевидно, народные избранники спешили не только внести изменения в законодательство о конечных бенефициарах, но и опасались публичной огласки предложенных изменений.

Поэтому после принятых изменений остается только догадываться, кто является окончательным бенефициаром тех или иных фракций в парламенте, а также сколько же конечных владельцев многомиллиардных активов работают в самом сессионном зале Верховной Рады.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: