«Теневой» рынок бензина: контрабандные схемы и убытки бюджета в 1 млрд

Читати українською

Директор «Консалтинговой группы А-95» рассказал о теневом рынке бензина в Украине, реальных объемах, налогах и объяснил, какие контрабандные схемы используются чаще всего.

Теневая часть рынка бензина в Украине – это приблизительно пятая часть, но при этом госстатистика учитывает не все объемы. В результате за первый квартал 2015 года Бюджет несет потери суммой в 1 млрд грн.

Об этом рассказал директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн, передает «Слово и Дело», ссылаясь на «Зеркало недели».

«За первый квартал 2015 года только с бензина Бюджет недополучил не менее 1 млрд грн акциза и НДС. В связи с девальвацией национальной валюты (а акцизы установлены в евро) вместе с НДС этот налог составляет 4,5 грн на каждом литре бензина. В сумме со средней нормативной наценкой на АЗС общий «выхлоп» составил в январе—марте около 6 грн/л», – сообщает эксперт.

В случае, если в себестоимости нет и НДС, как это получается при контрабанде, то доходность теневого нефтепродуктового бизнеса увеличивается до 10 грн с литра или фактически до 50% от цены реализации нефтепродуктов. По его мнению, определить минимальный объем теневого рынка нефтепродуктов достаточно просто.

«Потребление бензина в январе—марте составило 507 тыс. т, тогда как на рынок было поставлено 418 тыс. Разница в 90 тыс. т, или почти 20%, и является «теневым» рынком. В налогах сумма бюджетных потерь составила около 430 млн грн акцизного сбора и около 400 млн грн НДС. Не менее трети всех АЗС в Одесской и Николаевской областях сегодня торгуют контрабандным бензином и дизтопливом, которые приходят через порты в Николаеве, Очакове, Килии и Измаиле», – объясняет специалист.

Как считает эксперт, схема контрабандных поставок через морские порты выглядит так: в нейтральные воды заходит танкер с грузом нефтепродуктов 3–5 тыс. т, растаможивается 200–300 т, но по этим документам впоследствии разгружается весь объем. На явный «прогресс» указывают наблюдения местных операторов: если раньше разгрузка танкеров с контрабандой велась преимущественно ночью, то сейчас все больше днем.

«В результате, какой объем поступает на рынок нефтепродуктов Украины, неизвестно. Но, по наблюдениям операторов, не менее одной «лодки» в неделю. А это еще 12–20 тыс. т минимум, что увеличивает оценочные бюджетные потери в первом квартале намного больше, чем на 1 млрд грн», – проанализировал директор «Консалтинговой группы А-95».

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: