Закон о земельной децентрализации: на что на самом деле претендуют местные советы?

Читати українською
«Слово и Дело» решило разобраться, что представляет собой закон о земельном децентрализации и кто на самом деле выиграет от его принятия

После длительных и громких дискуссий Верховная Рада сегодня в очередной раз отложила рассмотрение закона о земельной децентрализации. Таким образом, законопроект №1159 «О некоторых мерах по усилению роли территориальных общин в управлении земельными ресурсами» на следующей неделе уже в шестой раз будет вынесен на рассмотрение парламента.

И это – несмотря на усилия депутата группы Хомутынника Олега Кулинича**, который заявил, что он с союзниками будет блокировать трибуну, пока Рада таки не проголосует за законопроект.

Интересно, что несмотря на то, что главным лоббистом законопроекта является оппозиционная группа «Возрождение» и лично Кулинич (который, кстати, возглавляет земельный комитет Верховной Рады), вопрос земельной децентрализации прописан и в коалиционном соглашении провластного большинства. В частности, о поддержке законопроекта заявил лидер фракции «Блока Петра Порошенко» Юрий Луценко.

Главным противником принятия законопроекта в «Возрождении» называют Государственную службу по вопросам геодезии и кадастра (бывшее Госземагентство). Мол, пока земли вокруг населенных пунктов находятся в ведении этого органа, там существует широкое поле для злоупотреблений. «Против принятия законопроекта активно выступает Госземагентство (Госгеокадастр – ред.). Это и не удивительно, поскольку чиновникам такое положение дел выгодно. Почти еженедельно мы слышим о новых земельных скандалах, в которых они попадаются на взятках в десятки тысяч долларов», – заявил в четверг Кулинич.

Позже нардеп уточнил: в коммунальной собственности находится лишь 16% от всех земель Украины. Остальные 84%, в том числе, земли, которые находятся вне населенных пунктов, но лежат в пределах территорий соответствующих сельских, поселковых и местных советов – это вотчина Госгеокадастра.

В самой Госслужбе отвечают: против расширения земельных полномочий в пользу местных советов ничего не имеют, но предложенный группой «Возрождение» законопроект требует как минимум серьезной доработки.

«Законопроект №1159 – лишь один из предложенных вариантов, и далеко не самый удачный. Например, исходя из предложенных им формулировок, земли водного, лесного фондов считаются коммунальными. И так все, вплоть до морского шельфа, передается сельсоветам», – рассказали «Слову и Делу» в ведомстве.

«На сегодняшний день нет никаких споров о том, что роль местных советов в вопросе управления землями необходимо расширять. Повышение полномочий местных органов власти в сфере земельных отношений поддерживается на всех уровнях и в частности руководством Госгеокадастра, как составляющая общегосударственной политики децентрализации. Утверждать обратное можно только не разобравшись в ситуации», – убеждают там.

Вместе с тем, для того, чтобы расширить полномочия местных общин, достаточно повысить роль градостроительной документации в распоряжении землями. К самому же закону №1159 у Госгеокадастра есть ряд претензий. Там говорят: принятие его в таком виде, как он есть сейчас, наоборот привнесет путаницу и добавит пространства для земельных коррупционеров. «Законопроект не согласован с пунктом 3 раздела II «Заключительные и переходные положения» закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно разграничения земель государственной и коммунальной собственности» и части второй ст. 83 Земельного кодекса Украины, которые определяют состав земель коммунальной собственности соответствующих территориальных общин. Это приведет к тому, что будут существовать два закона, которые содержат различные подходы к разграничению земель государственной и коммунальной собственности», – говорят в Госгеокадастре.

Кроме того, на 20% территории Украины вообще не разработаны проекты землеустройства и не установлены границы территорий местных советов. Кто и как будет распоряжаться их землей, если ее заберут у Госгеокадастра – неизвестно, а значит есть еще одно поле для незаконного использования земель.

В Госслужбе говорят: разработали альтернативний законопроект, который устранит эти и другие законодательные коллизии. Однако дойдет ли до его рассмотрения – зависит от политической воли депутатов Верховной Рады. Теперь остается только надеяться, что народные избранники воспользуются недельным перерывом и внесут необходимые поправки в законопроект №1159, принятие которого, благодаря упорству отдельных парламентариев, наверняка является лишь вопросом времени.

Алина Костюченко, специально для «Слово и Дело»

***
Редакция «Слово и Дело» может не разделять точку зрения автора. Редакция не отвечает за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль ее носителя.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: